Аннотации:
Цель исследования – выявить влияние факторов «интенсивность нагрузки» и «объем нагрузки» на физическую работоспособность, двигательную подготовленность и острую заболеваемость детей 5–6 лет. Материал и методы. В исследовании приняли участие практически здоровые дети 5–6 лет. Были сформированы шесть рандомизированных экспериментальных групп. В экспериментальных группах применяли комплексы физических упражнений аэробно-анаэробного характера, разной интенсивности и объема. Использовали показатели, пригодные для обследования физической работоспособности, двигательной подготовленности и острой заболеваемости детей старшего дошкольного возраста. Педагогическое воздействие осуществлялось в виде комплексов физических упражнений, выполняемых в течение 18 минут в основной части занятия. При составлении комплексов определялась индивидуальная относительная интенсивность каждого упражнения и серии упражнений, выраженная в величине максимального пульсового резерва (МПР). Различия между группами касались интенсивности и недельного объема нагрузки. Выделяли 2 градации фактора «интенсивность нагрузки» и 3 градации фактора «недельный объем» нагрузки. Использовали комплексы средней интенсивностью 40–50 и 70–80 % МПР, объемом 36, 72 и 90 минут нагрузки в неделю. Результаты исследования. Результаты исследования свидетельствуют о том, что изменения изучаемых аспектов физического состояния детей 5–6 лет во многом обусловлены интенсивностью и объемом нагрузки. Выявлены независимый и совместный эффекты воздействия рассматриваемых параметров нагрузки на анализируемые показатели физической работоспособности, двигательной подготовленности и острой заболеваемости. Установлено, что влияние факторов «интенсивность» и «объем» нагрузки носит однонаправленный характер: позитивные адаптационные изменения в организме дошкольников нарастают по мере увеличения их средних значений в пределах используемого диапазона величины физической работы. Вместе с тем интенсивность нагрузки в занятии оказывает более существенное влияние на физическую работоспособность, двигательную подготовленность и острую заболеваемость, чем ее недельный объем. Заключение. Полученные материалы дают основание считать, что при использовании средств физической подготовки для комплексного повышения физической работоспособности и двигательной подготовленности, а также снижения острой заболеваемости детей 5–6 лет в условиях дошкольного учреждения, прежде всего, необходимо
ориентироваться на интенсивность физической нагрузки. Aim. The aim of this study is to establish the influence of ‘intensity’ and ‘volume’ factors on physical performance, physical fitness and acute morbidity in children aged 5–6. Materials and methods. Apparently healthy children aged 5–6 participated in the study. We formed 6 randomized experimental groups. In experimental groups we applied a set of aerobic-anaerobic exercises of various intensity and volume. We used the parameters suitable for the study of physical performance, physical fitness and acute morbidity in preschoolers. Children performed an 18-minute set of exercises during the main part of the lesson. While elaborating a set of exercises, we detected individual relative intensity of each exercise and a series of exercises by measuring maximum heart rate reserve (MHRR). The intensity and weekly volume of the load were different for various groups. We distinguished 2 grades of ‘load intensity’ and 3 grades of ‘volume per week’ factor. We used a set of exercises of average intensity 40–50 and 70–80 % MHRR with a volume
of 36, 72 and 90 minutes per week. Results. The results obtained prove that changes in the physical state of 5–6-year-old children mostly depend on the intensity and volume of the load. We revealed independent and combined effects of the parameters studied on the indicators of physical performance, physical fitness and acute morbidity. We established that the effect of the abovementioned factors is unidirectional: positive adaptation changes increase as their average values improve within the range of physical performance values. However, load intensity has a more significant impact on physical performance, physical fitness and acute morbidity than its weekly volume. Conclusion. The data obtained allows us to suppose that for the improvement of physical performance, physical fitness and acute morbidity rates in 5–6-year-old preschoolers it is necessary to focus on the intensity of physical activity.
Описание:
Криволапчук Игорь Альлерович, доктор биологических наук, заведующий лабораторией физиологии мышечной деятельности и физического воспитания, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, 119121, г. Москва, ул. Погодинская, 8, корп. 2; профессор кафедры физической культуры и здоровья, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», 119049, г. Москва, Ленинский проспект, 4. E-mail: i.krivolapchuk@mail.ru,
ОRCID: 0000-0001-8628-6924.
Чернова Мария Борисовна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания, Институт возрастной физиологии Российской академии образования. 119121, г. Москва, ул. Погодинская, 8, корп. 2. E-mail: mashacernova@mail.ru, ОRCID: 0000-0002-1253-9842.
I.A. Krivolapchuk1,2, i.krivolapchuk@mail.ru, ОRCID: 0000-0001-8628-6924,
M.B. Chernova1, mashacernova@mail.ru, ОRCID: 0000-0002-1253-9842
1Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow,
Russian Federation,
2National University of Science and Technology “MISIS”, Moscow, Russian Federation