Аннотации:
Цель. Изучить динамику вариабельности сердечного ритма у студентов, отражающую
реализацию механизмов адаптации организма к условиям обучения в вузе. Организация
и методы. Изучение вариабельности сердечного ритма методом кардиоинтервалографии
по Р.М. Баевскому проводили у студентов 1–2 курсов технического вуза в возрасте 17–19 лет
(n = 30). Юношам опытной группы назначали органическое соединение «Селенес+» согласно рекомендациям Минздрава РФ за один месяц до начала 1–4 экзаменационных сессий. Исследовали HR, RMSSD, pNN50, Mo, MxDMn; TP, HF, LF, VLF, LF/HF; тип вегетативной регуляции и ПАРС. Результаты. Разностные показатели вариабельности ритма
сердца (RMSSD и pNN50) свидетельствовали о преобладающей активности парасимпатической нервной системы у юношей опытной группы. Аналогичная закономерность прослеживалась в динамике MxDMn, который был выше у студентов III группы по сравнению
с контролем (255,0 ± 17,92 против 195,3 ± 20,05 мс). Стресс-индекc (SI), напротив, был
выше у студентов контрольной группы. Мощность высокочастотной и низкочастотной составляющих спектра (HF, LF) была выше у студентов, получавших «Селенес+». Мощность
сверхнизкочастотной составляющей спектра (VLF) у студентов обеих групп находилась
в пределах колебаний физиологической нормы, а уровень LF/HF был выше у студентов
I группы. По значениям ПАРС можно констатировать, что большинство исследуемых студентов находилось в состоянии умеренного функционального напряжения. Заключение.
Студенты опытной группы в межсессионный период имели сопоставимое преимущество
над юношами группы контроля, обусловленное назначением «Селенес+» за один месяц до
начала 1–4 экзаменационных сессий. Установленный факт доказывает корригирующее
воздействие моделируемого фактора на характер изменений показателей вариабельности
сердечного ритма и опосредованно свидетельствует о более эффективной реализации физиологических механизмов адаптации организма к условиям обучения в вузе. Aim. To investigate changes in heart rate variability in students resulting from action of mechanisms
for adaptation to university studies. Materials and Methods. Heart rate variability was
assessed by the means of cardiointervalography according to Baevsky in 1st/2nd year students of
the technical university (n = 30; age – 17–19). Boys from the experimental group were administered
Selenes+ organic compounds in accordance with guidelines of the Ministry of Health of
the Russian Federation one month prior to 1-4 examination sessions. The following parameters
were studied: HR, RMSSD, pNN50, Mo, MxDMn; TP, HF, LF, VLF, LF/HF; type of vegetative
regulation and the indicator of activity of regulatory systems. Results. Differential indicators of
heart rate variability (RMSSD and pNN50) suggested the prevailing activity of the parasympathetic
nervous system in the experimental group. The same tendency was observed in MxDMn
which was higher in students of the group III as compared to the control group (255.0 ± 17.92
versus 195.3 ± 20.05 ms). Stress index (SI), vice versa, was higher in the students from the control
group. Power of high frequency and low frequency components of spectrum (HF, LF) was
higher in students taking Selenes+. Power of the very low frequency component (VLF) of spectrum
was within the normal physiological range in both groups, while the level of LF/HF was
higher in the students from the group I. Values of the indicator of activity of regulatory systems
suggested that most of students had a moderate functional tension. Conclusion. Students from
the experimental group during the intersession period have a comparable advantage over the control
group, which is attributed to Selenes+ prescribed one month prior to 1-4 examination sessions.
The established fact proves the corrective effect of the modeled factor on specifics of heart
rate variability and indirectly indicates the more effective realization of physiological mechanisms
of adaptation to university studies.
Описание:
Никулина Анна Витальевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры медицинской
биологии с курсом микробиологии и вирусологии, Чувашский государственный университет
им. И.Н. Ульянова. 428015, г. Чебоксары, Московский проспект, 15. E-mail: panianna@list.ru,
ORCID: 0000-0003-2572-119Х.
Козлов Вадим Авенирович, доктор биологических наук, профессор кафедры медицинской
биологии с курсом микробиологии и вирусологии, Чувашский государственный университет
им. И.Н. Ульянова. 428015, г. Чебоксары, Московский проспект, 15. E-mail: pooh12@yandex.ru,
ORCID: 0000-0001-7488-1240.
Шуканов Александр Андреевич, доктор ветеринарных наук, профессор, ведущий научный
сотрудник отдела токсикологии, Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности. 420075, г. Казань, Научный городок, 2. E-mail: shukanovr78@gmail.com,
ORCID: 0000-0001-7678-6212. A.V. Nikulina1, panianna@list.ru, ORCID: 0000-0003-2572-119Х,
V.A. Kozlov1, pooh12@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-7488-1240,
A.A. Shukanov2, shukanovr78@gmail.com, ORCID: 0000-0001-7678-6212
1Chuvash State University I.N. Ulyanova, Cheboksary, Russian Federation,
2Federal Center for Toxicological, Radiation and Biological Safety, Kazan, Russian Federation