Аннотации:
Цель. Изучить влияние региональных факторов и напряженного образовательного
процесса на кардиореспираторные и вегетативные характеристики в условиях применения
двигательных действий аэробной направленности у студентов разных стран. Материалы
и методы. В исследовании принимало участие 90 обучающихся в возрасте 17–18 лет, которые были разделены на основную, подготовительную и специальную медицинскую
группы (обоих полов в количестве 15 человек в каждой национальной, возрастно-половой
группе). Была проведена оценка физической и функциональной подготовленности и пищевого статуса студентов. Результаты. Полученные результаты оценки морфофункционального состояния, физической подготовленности студентов-иностранцев позволяют получить морфологические критерии пригодности к занятиям различными видами спорта,
общей физической подготовленности и долговременной адаптации к тренировочным нагрузкам. Показано влияние пищевого статуса на морфофункциональные характеристики в
зависимости от национальной принадлежности, а также специфика реагирования кардиопульмональных систем на функциональные пробы. Заключение. Из представленных
групп наиболее биологически надежными оказались нигерийки и таджички и наиболее
разбалансированными представительницы Индии. Стабильность показателей морфофункционального состояния и физической подготовленности предрасполагает к успешной результативности в массовом спорте и умственных нагрузках, однако масса-длинотные показатели у приехавших на учебу таджичек и нигериек превышали показатели
«аборигенов». Aim. To study effects of regional factors and strenuous educational process on cardiorespiratory
and vegetative characteristics in students from different countries at aerobic motor activity.
Materials and Methods. The study sample included 90 students (aged 17–18) divided into basic,
preparatory, and special health groups. Each group consisted of 15 male and 15 female representatives
of all nationalities involved in the study. Physical and functional fitness as well as nutritional
status of students were assessed. Results. The obtained results of assessment of morphofunctional
state and physical development of foreign students allowed us to distinguish
morphological criteria of fitness for different sports, general physical fitness, and long-term adaptation
to training loads. The study made it possible to estimate the influence of nutritional status
on morphofunctional characteristics and to assess the reactions of cardiopulmonary systems
to functional tests. Conclusion. Among all groups under investigation, the most biologically
reliable are Nigerian and Tajik girls, while Indian female students are most imbalanced. Stability
of morphofunctional state and physical fitness indicators predisposes to successful performance
in mass sports and mental loads; however, weight-length indicators in Tajik and Nigerian female
students were higher than in “domestic” students.
Описание:
Гайнуллин Руслан Анварович, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры, Башкирский государственный медицинский университет. 450000,
г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: nullin@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5441-7480.
Акинйеми Самуэль, студент лечебного факультета, Башкирский государственный медицинский университет. 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: odesmond1993@gmail.com, ORCID:
0000-0001-8431-280X. R.A. Gainullin, nullin@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5441-7480,
S. Akinyemi, odesmond1993@gmail.com, ORCID: 0000-0001-8431-280X
Bashkir State Medical University, Ufa, Russian Federation