Аннотации:
Описано исследование проблемы эмоциональной зрелости школьников, рассматривается существующее в отечественной психологии определение эмоциональной зрелости. Описывается разработанная автором статьи модель реакции в эмоционально заряженных ситуациях, согласно которой ситуация порождает реакцию (эмоцию) опосредованно через когнитивные, аффективные,
конативные переменные. Исследовано предположение о том, что чем выше
эмоциональная зрелость ребенка, тем больше его эмоциональные реакции соответствуют эмоциональным реакциям взрослого человека и тем меньше число импульсивных реакций. В экспериментальном исследовании приняли участие 498 школьников в возрасте от 8 до 16 лет, обследованных с помощью специально разработанного для данного исследования опросника, содержащего 20 вопросов и 4 варианта ответов на них, предназначенного для исследования чувства обиды как одного из ярких эмоциональных чувств. Получены значимые взаимосвязи результатов по опроснику и возраста школьников (r = 0,5 при p < 0,05), что подтверждает предположение о возрастной обусловленности взаимосвязи переменных между ситуацией и реакцией. Отсутствие значимых корреляций между уровнем успеваемости и баллами по опроснику может свидетельствовать об отсутствии прямого влияния уровня интеллектуального развития ребенка на его эмоциональную сферу. This article is dedicated to the pupils’ problem of emotional maturity. Here we examine the definition of emotional maturity in native psychology. Developed model describes the reaction in emotional situations according to which the situation produces a reaction (an emotion) by cognitive, affective and conative variables. The higher the emotional maturity of the child is, the greater are the emotional reactions
corresponded to the emotional reactions of adults, the smaller is the number of impulsive reactions. 498 pupils of 8–16 years participated in our experiment. Each pupil answered to the questionary specially elaborated for this research, which contained 20 questions and 4 variants of answers. This methodology touches on of the rich emotional senses – soreness. After elaboration we received the significative correlations between the pupils' points and their age r=0,5 (p<0,05) what proved our hypothesis about age-related conditionalism of variables between the situation and the reaction. We did not find out any significative correlations between the pupils' points and their academic progress (the middle measured correlation is r=0,21 (p<0,5) what can testify the deficiency of straight influence of child's intelligent level to his emotional sphere.
Описание:
Кровицкая Инна Владимировна. Аспирант, Центр социальных компетенций и интеллекта, Московский городской психолого-педагогический университет. E-mail: innavladimirovna@hotmail.ru
Inna V. Krovitskaya. Postgraduate student, the Center of social competencies and intelligence, Moscow Municipal Psychological and Pedagogical University.
E-mail: innavladimirovna@hotmail.ru