Аннотации:
Неоспоримым преимуществом магнитореологических опор является адаптивность жесткостных характеристик и возможность их регулирования в реальном времени. Поэтому совершенствование конструкций магнитореологических систем амортизирования и виброгашения, а также их методик моделирования и расчета является актуальным направлением научно-исследовательской деятельности. Необходимо отметить, что магнитореологическим системам присуща нестабильность рабочих параметров, вызванная нагревом магнитореологической рабочей среды в управляющих электромагнитных полях с изменением вязкостных характеристик жидкости носителя. Возможны различные варианты решения данной эксплуатационной проблемы. Во избежание данного негативного фактора требуется осуществление оптимального термостатирования рабочей среды магнитореологических систем. Для стабилизации температурных параметров рационально осуществление динамического управления системой термостатирования и реализация новых конструктивных решений. Представленная система термостатирования имеет оригинальную запатентованную конструкцию реологического дросселя-термостата, содержащего термоэлектрические элементы и позволяющего производить охлаждение рабочей среды на качественно новом уровне. Одним из возможных способов борьбы с нестабильностью рабочих характеристик магнитореологических систем амортизирования и демпфирования является выполнение их комбинированного типа с разделением рабочей камеры на полость, заполненную магнитореологической жидкостью, и полость, заполненную иной демпфирующей средой. Предложенная конструкция адаптивного комбинированного реологического амортизатора оригинальна и запатентована. Изложены основы методологии расчета жесткостных характеристик магнитореологической рабочей полости, конструктивно выполненной составной из субполостей, имеющих индивидуальные управляющие электромагниты и обладающих вариабельными диссипативно-жесткостными свойствами магнитореологической среды, распределенными по длине магнитореологической рабочей полости. Рассмотрены варианты оптимизации распределения диссипативно-жесткостных характеристик для субполостей и их рационального сочетания с целью создания жидкостных систем амортизирования нового поколения. Описанная магнитореологическая система демпфирования и виброгашения содержит магнитодинамический насос оригинальной и запатентованной конструкции, реализующий транспортировку магнитореологической рабочей среды при помощи винтового управляющего электромагнитного поля. An undeniable advantage of magnetorheological supports is adaptability of their stiffness properties and their real-time adjustability. Thus, it is important to research the issues of improving magnetorheological damping systems and developing simulation and calculation methods. It is noteworthy that magnetorheological systems have instable operating parameters due to heating of the magnetorheological environment in electromagnetic control fields, and change in viscosity properties of the carrier fluid. There are various ways to solve this operational problem. To avoid this negative factor, the magnetorheological environment requires an optimal thermostating. To stabilize the temperature parameters, the thermostating system should be dynamically controlled, and new constructive solutions should be implemented. The presented thermostating system has an original patented construction of a rheological thermostatic throttle with thermoelectric elements that greatly improves cooling of the working environment, and makes it possible to faster and accurately obtain the desired operating temperatures. The paper presents a methodology for calculating the stiffness properties of a magnetorheological fluid chamber that includes sub chambers with individual control electromagnets and variable dissipative-stiffness properties. We considered the ways for optimizing the distribution of dissipative-stiffness properties of subchambers, and their rational combination to develop the most advanced damping fluid systems. The described magnetorheological damping system has an original patented magnetodynamic pump that uses helical electromagnetic fields to transport the magnetorheological fluid.
Описание:
Найгерт Катарина Валерьевна, кандидат технических наук, докторант кафедры «Автомобильный транспорт», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, kathy_naigert@mail.ru.
Целищев Владимир Александрович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Прикладная гидромеханика», Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа, pgl.ugatu@mail.ru.
K.V. Naigert1, kathy_naigert@mail.ru,
V.A. Tselischev2, pgl.ugatu@mail.ru
1South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation,
2Ufa State Aviation Technical University, Ufa, Russian Federation