Аннотации:
В данной статье рассмотрена концептуальная модель оценки эффективности системы «водитель - автомобиль - дорога - среда» (ВАДС). Обоснована концептуальность предлагаемой модели исследования системы ВАДС.
Имеется достаточно исследований, связанных с оценкой и повышением надежности системы ВАДС. Однако не всегда систему ВАДС можно комплексно характеризовать ее надежностью. Более важным показателем, характеризующим систему ВАДС, можно считать ее эффективность, а надежность системы ВАДС остается основополагающим фактором оценки ее эффективности.
Предлагается исследовать эффективность системы ВАДС на основе фундаментальных законов природы. Как и для многих случаев, для оценки эффективности системы ВАДС целесообразным является применение закона сохранения, преобразования и передачи энергии.
Систему ВАДС можно отнести к категории большой и сложной. Она содержит неоднозначные отношения и закономерности взаимосвязи между ее элементами. Ввиду много- критериальности системы ВАДС процессы, протекающие в ней, имеют стохастический характер. Система ВАДС отнесена к категории сложной из-за ее многомерности, многообразия природы элементов, связей, разнородности структуры, а также из-за того, что она функционирует в условиях существенной неопределенности воздействия среды. Ее сложность усугубляется случайным характером изменения ее показателей.
В данной модели оценки эффективности системы ВАДС учитывается сложный стохастический характер преобразования и передача энергии внутри конкретной подсистемы и между подсистемами. Следовательно, для данного случая предлагается применять вероятностно-статистические методы оценки эффективности системы ВАДС.
В статье предлагается дифференциальное уравнение расчета эффективности системы ВАДС с учетом особенностей условий эксплуатации большегрузных автомобилей в горных и высокогорных карьерах.
This article discusses a conceptual model for evaluating the effectiveness of a DCRE system. The conceptual nature of the proposed model for studying the DCRE system is substantiated.
There are enough studies related to the assessment and improvement of the reliability of the DCRE system. However, it is not always possible for the DCRE system to be comprehensively characterized by its reliability. Consequently, its effectiveness can be considered as a more important indicator characterizing a DCRE system, and the reliability of a DCRE system remains a fundamental factor in evaluating its effectiveness.
It is proposed to investigate the effectiveness of the DCRE system on the basis of the fundamental laws of nature. As in many cases, the application of the law of conservation, transformation and transfer of energy is appropriate for assessing the effectiveness of the DCRE system.
DCRE systems can be categorized as large and complex. It contains ambiguous relations and patterns of interconnection between its elements. Due to the multi-criteria of the DCRE system, the processes occurring in it have a stochastic character. The DCRE system is classified as complex because of its multidimensionality, the diversity of the nature of the elements, the connections, the heterogeneity of the structure, and also because the system functions under conditions of significant uncertainty of the environmental impact. Its complexity is exacerbated by the random nature of changes in its indicators.
In this model, the assessment of the efficiency of the DCRE system takes into account the complex stochastic nature of the transformation and transfer of energy within a particular subsystem and between subsystems. Consequently, for this case, it is proposed to apply probabilistic-statistical methods for evaluating the effectiveness of the DCRE system.
The article proposes a differential equation for calculating the efficiency of the DCRE system, taking into account the peculiarities of the conditions of operation of heavy vehicles in mining and alpine quarries.
Описание:
Умирзоков Ахмад Маллабоевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Физика твердых тел», Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан, ahmad.umirzokov@mail.ru.
Мамбеталин Кахим Токушевич, доктор технических наук, профессор кафедры «Колёсные и гусеничные машины», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, kahim2010@mail.ru.
Сайдуллозода Сайвали Сайдулло, аспирант кафедры «Колёсные и гусеничные машины», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, saivali.saidullo@mail.ru.
Саибов Абдуназар Алиевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Физика твердых тел», Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан, nazar-009@ mail.ru.
A.M. Umirzokov1, ahmad.umirzokov@mail.ru,
K.T. Mambetalin2, kahim2010@mail.ru,
S.S. Saydulozoda2, saivali.saidullo@mail.ru,
A.A. Saibov1, nazar-009@mail.ru
1 Tajik National University, Dushanbe, Republic of Tajikistan,
2South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation