Аннотации:
Рассматривается задача фильтрации виброакустических сигналов двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с применением адаптивного фильтра Калмана с целью дальнейшего применения
отфильтрованного массива для решения задачи технической диагностики ДВС.
Также приведены результаты моделирования адаптивного фильтра в программной среде
MATLAB/Simulink реального виброакустического сигнала ДВС автомобиля марки Opel Vectra. Реализовано устройство на базе микроконтроллера Arduino Mega, которое было применено для обработки натурных наблюдений объекта исследования - ДВС.
Вопросу разработки методов оперативного определения технического состояния двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в первую очередь автомобильных, в настоящее время уделяется особое внимание в связи с обеспечением не только надежности функционирования последнего, но и с все возрастающими требованиями к экономическим и экологическим показателям ДВС.
Эти методы должны позволять проводить диагностику технического состояния ДВС автомобиля
и своевременно осуществлять регулировки систем и узлов ДВС, тем самым повысить
эксплуатационные показатели и срок службы данного объекта.
Среди разнообразных методов диагностирования технического состояния двигателей внутреннего сгорания особое значение имеет метод, основанный на анализе виброакустических
сигналов, позволяющий производить безразборный контроль узлов и сопряжений ДВС. При этом следует отметить, что анализируемые виброакустические сигналы ДВС взаимокоррелированы с точки зрения работы узлов ДВС. Поэтому для адекватного установления и локализации
места дефекта ДВС необходимо предварительно выделить полезный сигнал в условиях
взаимовлияния нестационарных виброакустических сигналов, создаваемых различными
узлами двигателя. The paper deals with the problem of filtering vibroacoustic signals of an internal combustion engine (ICE) using an adaptive Kalman filter in order to further use the filtered array to solve the problem of technical diagnostics of ICE.
The results of the simulation of an adaptive filter in the MATLAB / Simulink software environment
of a real vibro-acoustic signal of the engine of an Opel Vectra brand are also given. Implemented
a device based on the Arduino Mega microcontroller, which was used to process the field observations of the object of study - ICE.
The development of methods for the operational determination of the technical state of internal combustion engines (ICE), first of all automobiles, is currently being given special attention in connection
with ensuring not only the reliability of the latter, but also increasing requirements for the economically and environmentally friendly ICE.
These methods should allow to carry out diagnostics of the technical condition of the vehicle’s
internal combustion engine and to make timely adjustments to the systems and components of the internal combustion engine thereby increasing the operational performance and service life of the object.
Environments of various methods for diagnosing the technical condition of internal combustion engines of particular importance are the method based on the analysis of vibroacoustic signals, which allows indiscriminate monitoring of components and interfaces of an internal combustion engine.
It should be noted that the analyzed vibro-acoustic signals of the internal combustion engine are mutually correlated in terms of the operation of the internal combustion engine assemblies. Therefore, in order to adequately establish and localize the location of a defect in the internal combustion
engine, it is necessary to first isolate the useful signal in the conditions of the mutual influence
of non-stationary vibro-acoustic signals generated by various engine components.
Описание:
Шоназаров Парвиз Махмадназарович, аспирант кафедры инфокоммуникационных технологий,
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск; shonazarov1991@gmail.com.
Холов Фозил Толибович, аспирант кафедры комплексной информационной безопасности электронно-вычислительных систем, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, г. Томск; fozil_1990-90@mail.ru.
Евсютин Олег Олегович, канд. техн. наук, доцент кафедры безопасности информационных систем, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, г. Томск; eoo@keva.tusur.ru.
Турсунбадалов Умед Абдумаликович, старший преподаватель кафедры автоматизированных
систем управления, Таджикский технический университет имени академика М.С. Осими, г. Душанбе, Таджикистан; demu-usa@mail.ru. P.M. Shonazarov1, shonazarov1991@gmail.com,
F.T. Kholov2, fozil_1990-90@mail.ru,
O.O. Evsyutin2, eoo@keva.tusur.ru,
U.A. Tursunbadalov3, demu-usa@mail.ru
1 South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation,
2 Tomsk state University of control systems and radioelectronics, Tomsk, Russian Federation,
3 Technical University named after academic M.S. Osimi, Dushanbe, Tazhikistan