Аннотации:
Современные тенденции в области образования и подготовки в сфере физической культуры и спорта отражаются на особенностях функционирования физкультурных организаций,
одним из условий успешности которых является создание и управление психологически
комфортной средой. Данная статья является попыткой решить проблему моделирования
психологически комфортной среды в физкультурных организациях в управленческом
и методико-технологическом аспектах.
Для рассмотрения теоретических аспектов проблемы и разработки модели были использованы
методы обзора научной литературы, анализа профессиональной деятельности педагогов физкультурных организаций, наблюдения и моделирования. Результатом моделирования
стала авторская модель управления психологически комфортной средой в физкультурных организациях, в которой выделены содержательные компоненты: эмоциональный,
когнитивный, поведенческий. Проблема создания психологически комфортной
среды в физкультурной организации рассматривается с учетом принципов паритетности
и партисипативности, которые позволяют проанализировать эффективность моделирования
психологически комфортной среды в организации.
Методико-технологические аспекты практического решения проблемы в статье представлены
условиями реализации разработанной автором модели, к которым отнесены формирование межличностных отношений в физкультурной организации, базирующихся на референтной значимости среды; обеспечение психологической профилактики и коррекции;
внедрение психотехнологий сопровождения сотрудников физкультурной организации.
Данные условия и модель были апробированы в пилотном варианте в физкультурных
организациях г. Шадринска. Полученные данные свидетельствуют об эффективности модели и создаваемых условий. Modern trends in education and training in the field of physical culture and sports are reflected in the features of the functioning of physical education organizations. One of the conditions for the success is the creation and management of a psychologically comfortable environment. This article is an attempt to solve the problem of modeling a psychologically comfortable environment in sports organizations in managerial, methodological and technological aspects.
To review the theoretical aspects of the problem and develop the model we used the methods of the literature reviewing, analyzing the professional activity of teachers of physical education organizations, observing and modeling. The result of the simulation was the author’s model of managing a psychologically comfortable environment in physical education organizations, in which the substantive components are highlighted: emotional, cognitive, behavioral. The problem
of creating a psychologically comfortable environment in a physical education organization is considered taking into account the principles of parity and participation, which make it possible to analyze the effectiveness of modeling a psychologically comfortable environment in an organization.
The methodological and technological aspects of the practical solution of the problem are presented in the article by the conditions for implementing the model developed by the author. The conditions include the formation of interpersonal relations in a physical education organization
based on the reference significance of the environment; the provision of psychological prevention
and correction; the introduction of psychological technologies to support employees of a physical education organization. These conditions and model were tested in a pilot version in sports organizations of Shadrinsk. The data obtained indicate the effectiveness of the model and the conditions created.
Описание:
Осипова Ирина Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физической
культуры, Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск,
i.s.osipova@mail.ru. I.S. Osipova, i.s.osipova@mail.ru
Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation