Аннотации:
В статье рассматривается четырехчастная модель социализации детей с ОВЗ и детей- инвалидов в процессе образовательной деятельности учреждений основного образования. Описание модели включает в себя интеграцию существующего опыта деятельности социальных
ассистентов, педагогов-дефектологов, а также обоснование введения новой позиции
«социального тьютора». Действия данных специалистов предлагается направлять не на формальное освоение обучающимися программы, а на актуализацию знаний и навыков в процессе социализации, интеграции ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида в социальные процессы на уровне включенности здоровых детей. Инклюзивная парадигма образования опирается на признание всеми участниками процесса обучения рисков и сложностей, связанных
с процессом социализации лиц с ОВЗ и детей-инвалидов. Авторы предлагают рассматривать
процесс обучения данной категории детей шире, чем научение, развитие навыков,
формирования познавательных компетенций, понимая конечную цель образования как успешную социализацию и развитие максимально возможной самостоятельности учеников с особыми возможностями здоровья. Достижение этой цели, по мнению авторов,
возможно при введении новой позиции в образовательный процесс - позиции социального
тьютора, т. е. специалиста, в компетенции которого входит создание вариативной образовательной среды, а также помощь в определении конкретной ниши, в которой будет реализован личностный потенциал обучаемого на основании индивидуализации образовательной траектории и вовлечения обучаемого в социально-культурную активность,
исходя из его осознанного выбора. The article discusses the four-part model of socialization of children with disabilities and disabled children in the process of educational activities of basic education institutions. The description
of the model includes the integration of the existing experience of the activities of social assistants, teacher pathologists, as well as the rationale for the introduction of a new position of “social tutor”. The actions of these specialists are proposed to be directed not at the formal mastering
of students’ program, but at the actualization of knowledge and skills in the process of socialization,
the integration of the child with disabilities or the disabled child into social processes at the level of inclusion of healthy children. The inclusive education paradigm is based on the recognition
by all participants of the learning process of the risks and difficulties associated with the process
of socialization of impaired and disabled children. The author proposes to consider the learning process of this category of children not only as learning, developing skills, developing cognitive competencies, understanding the ultimate goal of education but also as successful socialization and development of the maximum possible independence of students with special health opportunities.
The achievement of this goal is likely to be possible with the introduction of a new position
in the educational process - the position of a social tutor, a specialist whose competence includes
the creation of a variable educational environment, as well as assistance in identifying a specific niche in which the learner’s personal potential will be realized. The social tutor will create an individualized educational trajectory and provides learner’s involvement in sociocultural
activity based on the learner’s conscious choice.
Описание:
Любимов Михаил Львович, кандидат психологических наук, директор центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования, Московский городской педагогический
университет, г. Москва, LyubimovML@mgpu.ru.
Теров Андрей Александрович, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института непрерывного образования, Московский городской педагогический университет, г. Москва, terovaa@mgpu.ru. M.L. Lyubimov, LyubimovML@mgpu.ru,
A.A. Terov, terovaa@mgpu.ru
Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russian Federation