Аннотации:
Изменение требований к функционированию и результатам деятельности российских университетов актуализировали проблему повышения праксиологической составляющей высшего образования. В статье исследуется данная проблема на основе праксиологического
подхода, с использованием методов анализа документации и научной литературы, опросных методов и группы теоретических методов. Показано соотношение фундаментальной
и праксиологической составляющих высшего образования в исторической ретроспективе
и в современных университетах. Снижение уровня праксиологической составляющей
обосновано как актуальная проблема педагогики и практики образования, решение
которой можно осуществлять только на стыке педагогики, психологии, социологии, экономики, а также на основе совершенствования нормативно-законодательной базы, с использованием
потенциала сетевого взаимодействия образовательных и необразовательных
организаций. Changing requirements for Russian universities’ activities and outcomes have actualized the problem of increasing the value of the praxeological component of higher education. The article aims to solve this problem on the basis of a praxeological approach, using documentation and literature analysis, questionnaires, and surveys. The ratio of fundamental and praxeological components
in higher education in historical retrospective and in modern universities is shown. The decrease in the level of the praxeological component is justified as an urgent problem of pedagogy and educational practice. The problem can be resolved by using an interdisciplinary approach comprising the knowledge of pedagogy, psychology, sociology, economics, and by improving
the regulatory documentation, using the potential of network interaction between educational
and non-educational organizations.
Описание:
Котлярова Ирина Олеговна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, kotliarovaio@susu.ru.
Потапова Марина Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, заместитель проректора по учебной работе, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, potapovamv@susu.ru. I.O. Kotlyarova, kotliarovaio@susu.ru,
M.V. Potapova, potapovamv@susu.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation