Аннотации:
Обоснование. Профессиональная идентичность в современных психолого-педагогических исследованиях связывается с проблемами профессионального самоопределения личности, ее саморазвития, самоактуализации и находит свое отражение в сформированности содержательного профессионального самосознания. Динамической характеристикой профессиональной идентичности является отождествление себя с другим человеком в межличностной коммуникации. Позитивная профессиональная идентичность обеспечивается убежденностью в правильности выбора профессии и достойным отношением общества к профессии. Цель. Публикуемая работа направлена на выявление коммуникативно-эмоциональных показателей профессиональной идентичности будущих врачей,
формируемых на этапе обучения в медицинском вузе. Материалы и методы. Коммуникативно-эмоциональные показатели отражают профессиональные качества врача, связанные непосредственно с общением и способностью управлять эмоциями в диаде «врач - пациент». К таким показателям для будущего врача отнесены нейтральность, регламентированность и конструктивность общения, управление собственными эмоциями и эмоциями других людей. В статье представлены данные эмпирического исследования коммуникативно-эмоциональных показателей по методикам «Оценка соотношения образов «Я - идеальный врач и Я - реальный врач»», «Тест эмоционального интеллекта - EQ Холла». В исследовании приняли участие студенты медицинского университета в количестве 50 человек в возрасте от 19 до 22 лет. Статистическая обработка осуществлялась посредством кластерного и корреляционного анализа rs Спирмена с использованием пакета программ SPSS Statistics 17.0. Результаты. Проведен анализ эмпирических данных по взаимосвязи между показателями, определены основные этапы по их формированию в процессе обучения в медицинском вузе. Заключение. Коммуникативно-эмоциональные показатели профессиональной идентичности будущих врачей формируются на этапе обучения в медицинском вузе. Генетически первичны связи между регламентированностью и управлением своими эмоциями и эмоциями других людей. Данные выводы позволяют сформулировать основные этапы в психолого-педагогическом обеспечении формирования профессиональной идентичности будущего врача в медицинском вузе: первый этап связан с отработкой правил делового этикета, техники и культуры речи, техник слушания, способов невербальной коммуникации; второй - направлен на отработку умений управлять собственными эмоциями, сохранять беспристрастность оценочных суждений; третий этап предполагает формирование умений решать ситуационные задачи в форме ролевых и деловых игр, направленных на комплексное проявление коммуникативно-эмоциональных качеств. Aim. Professional identity in modern psychological and pedagogical studies is connected with the issues of professional self-determination, personality development, and self-actualization and reflected in the maturity of professional self-identification. Identifying oneself with other people in intercultural communication is a dynamic characteristic of professional identity. A positive professional identity is provided by the confidence in the choice made and respect for profession in society. The purpose of this article is to reveal the communicative and emotional indicators of professional identity in future doctors, which are formed during their study in medical universities. Materials and methods. Communicative and emotional indicators reflect the professional qualities of a
doctor directly connected with communication and the ability to control emotions in a dialog between a patient and doctor. Such indicators include objective, standardized, and constructive communication procedure, the ability to control one’s emotions and the emotions of other people. The article provides the data of the empirical study of communicative and emotional indicators obtained with the following methods: “The assessment of the correlation between ‘I am an ideal doctor’ and ‘I am a real doctor’”, “Hall’s EQ emotional intelligence test”. Fifty students from the medical university aged from 19 to 22 years participated in the study. Statistical processing of the data obtained
was performed by means of cluster and correlation analysis (Spearman correlation analysis) with the SPSS Statistics 17.0 software. Results. The analysis of empirical data about the correlations between the indicators was performed, the main stages of their formation during the study in medical universities were described. Conclusion. The communicative and emotional indicators of professional identity in future doctors are formed during their study in medical universities. The correlations between a standardized communication procedure, the control of one’s emotions and the emotions of other people are genetically primary. These conclusions allow us to describe the main stages of psychological and pedagogical provision of professional identity in future doctors: the first stage is connected with acquiring the rules of professional etiquette, speech culture
and techniques, the methods of nonverbal communication and listening to patients; the second stage deals with the ability to control one’s emotions and to be objective; the third stage contributes to problem-solving skills in a form of role and business games aimed at the development of emotional and communicative qualities
Описание:
Дубровина Дарья Александровна, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии, Южно-Уральский государственный медицинский университет Минздрава России (Челябинск), daria.89@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9936-6800
Шумаков Вадим Анатольевич, кандидат философских наук, доцент, декан факультета клинической психологии и социальной работы, доцент кафедры психологии, Южно-Уральский государственный медицинский университет Минздрава России (Челябинск), v.shumakov@inbox.ru, ORCID: 0000-0002-7963-2320
Титова Ольга Александровна, преподаватель кафедры психологии, Южно-Уральский государственный медицинский университет Минздрава России (Челябинск), kachanova74101@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6990-2342
D.A. Dubrovina, daria.89@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9936-6800
V.A. Shumakov, v.shumakov@inbox.ru, ORCID: 0000-0002-7963-2320
O.A. Titova, kachanova74101@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6990-2342
South Ural State Medical University, Chelyabinsk, Russian Federation