Аннотации:
Обоснование. В настоящей работе виктимность рассматривается как психологическое отклонение, проявляющееся в специфических поведенческих реакциях, характеризующих тип потенциального потерпевшего. Акцент ставится на необходимости учета уровня реализованной виктимности личности, формирования ее адекватных форм проявления и коррекции на этапе профессиональной подготовки педагогического работника.
Цель. Выявить стилевые характеристики саморегуляции поведения у студентов с различным уровнем виктимности. Организация и методы исследования. На основе анализа полученных результатов по шкале «Реализованная виктимность» опросника «Склонность к виктимному поведению» все обследуемые дифференцировались на две группы: лица со «средним» уровнем (n = 36) и «ниже среднего» (n = 53) реализованной виктимности. Данные о виктимности, саморегуляции поведения, эмоциональном интеллекте у студенток педагогического вуза получали с помощью соответствующих опросников: «Склонность к
виктимному поведению», «Стиль саморегуляции поведения», «Эмоциональный интеллект». Результаты. В структуре виктимности студентов определены высокие уровни по шкалам, оценивающим склонность к зависимому и беспомощному поведению, к агрессивному виктимному поведению, к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, к некритичному поведению. При сравнении групп студентов с разным уровнем виктимности выявлены особенности, выраженные: в различиях стилевых характеристик саморегуляции поведения (в реализации процессов моделирования, оценивания и гибкого взаимодействия); в отсутствии различий параметров эмоционального интеллекта. Заключение. Особенности проявления саморегуляции поведения у студентов определяются уровнем их
виктимности. Представители группы лиц с «низким» уровнем виктимности в два раза чаще демонстрируют высокую саморегуляцию поведения по сравнению с респондентами группы со «средним» уровнем виктимности. Выявленная группа риска студентов, проявляющих склонность к зависимому и беспомощному поведению, требует специальных мероприятий по сопровождению их социальной адаптации в вузе. С точки зрения формирования профессиональных компетенций будущего педагога целесообразно включение в программу курсов по выбору (специализированных курсов) анализа результатов исследований виктимности студентов, педагогических работников, а также способов коррекции
виктимной деформации личности.
Aim. In the present work, victimity is considered as a psychological deviation manifesting
in specific behavioral responses that characterize the type of potential victim. The emphasis is made on the necessity of taking into account a realized victimity of a person, the formation of its adequate forms and its correction at the stage of professional training. The article is aimed at establishing the style characteristics of behavior self-regulation in students with various victimity. Materials and methods. Based on the analysis of the results obtained according to the “Realized victimity” scale (the “Tendency to victim behavior” questionnaire) all subjects were divided into two groups: an average (n = 36) and below-average (n = 53) victimity. The data on victimity, behavior self-regulation and emotional intelligence in students of the pedagogical university were
obtained using the corresponding questionnaires: “Tendency to victim behavior”, “Style of behavior self-regulation”, “Emotional intelligence”. Results. In the structure of students’ victimity, high values are observed on scales that assess the tendency to addictive and helpless behavior, to aggressive victim behavior, to self-damaging and self-destructive behavior, and to non-critical behavior. When comparing groups of students with various victimity, the following features were registered expressed in the differences in the style characteristics of behavior self-regulation (in the implementation of modeling, assessment and flexible interaction); in the absence of differences in the parameters of emotional intelligence. Conclusion. Features of behavior selfregulation in students are determined by their victimity. Subjects with low victimity are twice as likely to show high behavior self-regulation compared to respondents with average victimity. The identified risk group of students who are prone to addictive and helpless behavior requires special
measures to accompany their social adaptation at the university. When it comes to the formation of professional competencies of the future teacher, it is advisable to include in the program of elective courses the analysis of the results of studies of victimity in students, pedagogical workers, as well as ways to correct victim identity deformation.
Описание:
Фролова Римма И горевна, магистрант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Челябинск), rimma_d-94@mail.ru
Байгуж ина Ольга Вадимовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Челябинск), baiguzhinaov@cspu.ru
R.I. Frolova, rimma_d-94@mail.ru
O.V. Baiguzhina, baiguzhinaov@cspu.ru
South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federatio