Аннотации:
Цель. Разработать комплекс упражнений фитнес-данс для развития базовых двигательных качеств старших дошкольников и улучшения их психического состояния. Организация и методы. Исследованы две равные группы практически здоровых испытуемых 5-6 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения и дополнительно два раза в неделю Центр дополнительного образования «БЭБИ-КЛУБ» (по 20 человек). Были проанализированы морфологические, психофизиологические характеристики дошкольников в
ходе учебно-воспитательного процесса. Результаты. В настоящей работе приведены данные о результатах коррекции индивидуально-личностных особенностей психики, межличностных взаимоотношений дошкольников, совершенствования координационных способностей, развития выносливости и скоростно-силовых качеств средствами фитнес-данс.
Дополнительные занятия привели к значительному росту показателей физической подготовленности детей основной группы. Выявлено значительное опережение детей основной группы по сравнению с контрольной при выполнении таких упражнений, как метание мяча, челночный бег 3*10 м, динамометрия кисти, бег на 500 м и бег на 30 м. Установлено, что использование комплекса фитнес-данс привело к статистически значимому улучшению исследуемых показателей детей основной группы: массы и длины тела, весоростового индекса; психометрических показателей-отклонений в личностно-индивидуальной сфере, росте самооценки, уменьшению индекса тревожности; повышению уровня физической подготовленности. Заключение. В работе представлены убедительные доказательства различных исследователей о том, что негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения имеют динамику к увеличению, особенно в дошкольном возрасте.
Существующие в настоящее время программы и методики, имеющие своей целью укреп ление здоровья детей в детских образовательных учреждениях, как правило, страдают отсутствием комплексности в подходах разрешения проблемы. Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают больший оздоровительный эффект. Педагогическая диагностика уровня развития двигательных умений и навыков показала, что дети не в полной мере владеют произвольностью движений, имеют мышечные зажимы, им не хватает эмоциональной раскрепощенности, ощущения внутренней свободы. Все это снижает оздоровительный эффект занятий и препятствует улучшению психофизического здоровья.Aim. The article deals with developing a set of fitness dance exercises to improve basic movement qualities and psychic status in preschool children. Materials and methods. We studied two equal groups of apparently healthy children aged 5-6. All children frequent preschool educational establishments and a BABY CLUB education center (2 times per week, 20 people). We analysed the morphological and psychophysiological traits of pre-schoolers during their lessons. Results. This study demonstrates the results for the correction of individual psychological traits, interpersonal relationships, coordination abilities, endurance, and speed-strength qualities in preschool children by means of fitness dance. Additional lessons resulted in a significant increase of physical preparedness in children from the main group. We registered better results in
children from the main group compared to the control group in the following tests: ball throwing, 3x10 shuttle run, hand grip test, 500 m and 30 m run. We established that a set of fitness dance exercises improved significantly the following parameters of children from the main group: body mass, body length, body mass/body weight index, behavioural deviations, self-esteem, anxiety index, general physical preparedness. Conclusion. This study proves that negative trends in children of a new generation tend to increase, in particular in preschool children. The existing programs and methods aimed at children’s health within educational establishments usually lack their comprehensiveness. Physical exercises in a dance form are usually better perceived and possess greater health-improving effect. The diagnostics of movement abilities and skills revealed that children possess limited movement arbitrariness, cramped muscles, limited emotional and
inner freedom. These factors decrease health-improving effect and prevents the improvement of psychological and physical health.
Описание:
Изаровская Ирина Валериевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина 76. E-mail: izarovskaiaiv@susu.ru, ORCID: 0000-0002-8290-5334.
Смирнова Лариса Викторовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина 76. E-mail: smirnovalv@susu.ru, ORCID: 0000-0001-6446-9164.
Сумак Елена Николаевна, старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина 76. E-mail: elena_sumak@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5257-774X.
Изаровская Ольга Борисовна, студент магистратуры кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина 76. E-mail: izarovskaia@gmail.com, ORCID: 0000-0002-6667-170X.
I.V. Izarovskaia, izarovskaiaiv@susu.ru, ORCID: 0000-0002-8290-5334,
L.V. Smirnova, smirnovalv@susu.ru, ORCID: 0000-0001-6446-9164,
E.N. Sumak, elena_sumak@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5257-774X,
O.B. Izarovskaia, izarovskaia@gmail.com, ORCID: 0000-0002-6667-170X
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation