Аннотации:
Цель: изучить мнения тренеров по академической гребле и представителей Федерации гребного спорта о причинах снижения результативности выступления гребцов Российской Федерации, выявить практику физической подготовки гребцов-академистов в различные периоды макроцикла. Организация и методы исследования. Для реализации цели исследования был проведен анкетный опрос. Разработана анкета, состоящая из 14 вопросов и 55 подвопросов открытого, закрытого и полузакрытого типа. В анкетном опросе принимали участие 42 тренера по академической гребле в возрасте от 28 до 73 лет, средний педагогический стаж которых составил 22,5 года. На Первенстве мира по академической гребле проведено интервью с консультирующим тренером Международной федерации гребли G. Postiglione. Результаты исследования. Среди причин снижения спортивных результатов высококвалифицированных российских гребцов-академистов респонденты отметили отсутствие единой научно обоснованной системы подготовки, нехватку тренеров и специалистов, комплексно использующих весь спектр составляющих спортивного мастерства. 38,2 % респондентов предпочитают заниматься физической подготовкой гребцов в подготовительном периоде; 28,5 % респондентов - на протяжении всего годичного цикла; 23,8 % респондентов - в подготовительном и переходном периодах и только 9,5 % - в подготовительном и соревновательном периодах. Заключение. По данным анкетного опроса тренеров по академической гребле и менеджеров разного уровня выявлены причины снижения результативности выступления гребцов-академистов; изучен опыт организации физической подготовки гребцов-академистов в различные периоды макроцикла. Выявлены предпочтения тренеров с различным педагогическим стажем относительно средств ФП и особенностей организации ФП в различные периоды макроцикла. Aim. The article deals with studying the opinion of rowing coaches and rowing federation representatives about the reasons for performance worsening in Russian athletes and establishing the practice of physical training in rowers at different stages of the macrocycle. Materials and Methods. We conducted an opinion poll and developed a questionnaire with 14 questions and 55 sub-questions of open, closed and semi-closed types. 42 rowing coaches aged 28-73 with an average teaching experience of 22.5 years participated in this poll. We also had an interview with a consulting coach of FISA - G. Postiglione. Results. Among the reasons of performance worsening in highly-skilled Russian rowers, the respondents emphasized the following: the absence of a unified scientifically justified training system, a lack of coaches and experts with a comprehensive set of tools for performance enhancement. 38.2% of respondents prefer to pay more attention to physical training only in the preparatory stage; 28.5% prefer to do this during the whole one-year macrocycle; 23.8% - during the preparatory and post-season stages, and 9.5% - during the preparatory and competitive stages. Conclusion. We revealed the reasons for performance worsening in Russian rowers using the data obtained from coaches and managers of various levels; explored the experience of physical training in rowers at different stages of the macrocycle; established the preferences of coaches with various teaching experience in relation to training resources; established the features of training management at different stages of the macrocycle.
Описание:
Зотова Фируза Рахматулловна, кандидат биологических наук, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта, проректор по научной работе и международной деятельности, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. 420010, г. Казань, Деревня Универсиады, 35. E-mail: zfr-nauka @mail.ru, ORCID: 0000-0002-8711-8807.
Мингазова Далия Валерьевна, аспирант кафедры теории и методики циклических видов спорта, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. 420010, г. Казань, Деревня Универсиады, 35. E-mail: gocering@mail.ru, ORCID: 0000-0001-8927-3790.
Манина Альбина Зуфаровна, старший преподаватель, Елабужский институт Казанского федерального университета. 424604, г. Елабуга, ул. Казанская, 89. E-mail: albina_garipov@mail.ru, ORCID: 0000-0003-0371-8774.
F.R. Zotova1, zfr-nauka@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8711-8807,
D.V. Mingazova1, gocering@mail.ru, ORCID: 0000-0001-8927-3790,
A.Z. Manina2, albina_garipov@mail.ru, ORCID: 0000-0003-0371-8774
1Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Russian Federation, 2Kazan (Volga Region) Federal University, Institute of Elabuga, Elabuga, Russian Federation