Аннотации:
Цель: сравнить изменение психофизиологических показателей и физической подготовленности студентов, обучающихся по профилю «Физкультурное образование, безопасность жизнедеятельности» в начале и конце обучения. Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся в начале эксперимента на первом курсе, а в конце - на пятом курсе обучения, из них - 28 юношей, 14 девушек. Для оценки психофизиологических показателей использовались методики определения латентного периода простой и сложной зрительно-моторных реакций. Изучение уровня физической подготовленности проводилось по силовым показателям, выносливости, гибкости и уровню развития координационных способностей. Результаты. В конце обучения отмечалась положительная динамика физической подготовленности студентов физкультурного факультета, студенты характеризовались средним и выше среднего уровнем физической подготовленности. В начале обучения у юношей определены более высокие показатели уровня развития физических качеств, чем у девушек, исключение составили уровень развития гибкости и статической выносливости. В начале обучения у девушек отмечался ниже среднего уровень развития координационных способностей (проба Ромберга) и силового индекса. В конце обучения физические качества силы у студентов стали соответствовать уровню развития выше среднего и высокому, статистически значимо повысился уровень развития выносливости, гибкости, ловкости. В конце обучения показатели ПЗМР и СЗМР у студентов факультета физической культуры статистически достоверно снижались, что свидетельствует об оптимизации уровня активации ЦНС. Заключение. Полученные в ходе мониторинга результаты подтверждают эффективность реализации образовательных программ на физкультурном факультете, что нашло подтверждение в положительной динамике психофизиологических характеристик и уровня физической подготовленности выпускников. Aim. The purpose of the article is to compare the change in psychophysiological indicators and physical fitness of students majoring in physical education and life safety at the beginning and end of their studies. Materials and methods. The study followed university students through the first year to the fifth year of study, 28 of them are boys, 14 girls. To assess the psychophysiological indicators, the latent period of simple and complex visual motor responses was measured. Physical fitness was measured with the help of strength indicators, endurance, flexibility and the level of development of coordination abilities. Results. At the end of the experiment, the positive dynamics of physical fitness of students was noted. Students were characterized by an average and above average level of physical fitness. At the beginning of the experiment, boys demonstrated a higher level of development of physical qualities than girls, with the exception of flexibility and static endurance. At the beginning of the experiment, girls were below the average level of development of coordination abilities (Romberg test) and strength index. At the end of the experiment, the level of strength among students was above the average and high. The development of endurance, flexibility, and dexterity increased significantly. At the end of the experiment, the indicators of SVMR and CVMR among the PE faculty students decreased significantly, which indicated the optimization of activation of the central nervous system. Conclusion. The results obtained during monitoring confirm the effectiveness of educational programs at the physical education faculty, which resulted in the positive dynamics of the psychophysiological characteristics and physical fitness of graduates.
Описание:
Каташинская Людмила Ивановна, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, географии и методики их преподавания, Тюменский государственный университет. 625003, г. Тюмень, ул. Володарского, 6. E-mail: katashinskaya@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-7486-9524.
Губанова Лариса Васильевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, географии и методики их преподавания, Тюменский государственный университет. 625003, г. Тюмень, ул. Володарского, 6. E-mail: Karabanova_l@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0368-6656.
Ермакова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физикоматематических дисциплин и технологического образования, Тюменский государственный университет. 625003, г. Тюмень, ул. Володарского, 6. E-mail: ermakowael@mail.ru, ORCID:
0000-0001-8405-1734.
Кадысева Анастасия Александровна, доктор биологических наук, профессор кафедры биологии, географии и методики их преподавания, Тюменский государственный университет. 625003, г. Тюмень, ул. Володарского, 6. E-mail: kadyseva@mail.ru, ORCID: 0000-0001-8703-5684.
Цаликова Ида Константиновна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии, культурологии и методики их преподавания. 625003, г. Тюмень, ул. Володарского, 6. E-mail: idusic@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-5369-9829.
L.I. Katashinskaya, katashinskaya@yandex.ru, ORCID: 0000 -0001-7486-9524,
L.V. Gubanova, Karabanova_l@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0368-6656,
E.V. Ermakova, ermakowael@mail.ru, ORCID: 0000-0001-8405-1734,
A.A. Kadyseva, kadyseva@mail.ru, ORCID: 0000-0001-8703-5684,
I.K. Tsalikova, idusic@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-5369-9829 Tyumen State University, Tyumen, Russian Federation