Аннотации:
Цель - психофизиологическое обоснование и выявление эффективности применения сеансов аудиовизуальной стимуляции для коррекции психоэмоционального состояния юных боксеров. Организация и методы. Исследование проводилось на базе спортивного комплекса Башкирского государственного университета в специально-подготовительный период. В условиях учебно-тренировочного процесса были обследованы 72 спортсмена в возрасте 13-14 лет. Диагностика психодинамических характеристик спортсменов проводилась каждые два дня с помощью устройства психофизиологического тестирования «Психофизиолог». Использовались шкалы тревоги и тревожности (Ч. Д. Спилбергер), самочувствие, активность и настроение (В. А. Доскин). Результаты. После введения сеансов аудиовизуальной стимуляции в экспериментальной группе наблюдались достоверно значимые улучшения показателей ситуативной тревожности, самочувствия, активности и настроения. Заключение. Курсовое применение аудиовизуальной стимуляции повышает психофизиологическую устойчивость к физическим нагрузкам, снимает чрезмерную психическую напряженность, преждевременное психическое утомление, способствует повышению работоспособности, приводит к улучшению настроения. Анализ психодинамических характеристик боксеров с различными типами нервной системы позволил установить, что для спортсменов со слабой нервной системой необходимо 6-8 сеансов аудиовизуальной стимуляции, для атлетов с сильной нервной системой - 10 сеансов. Aim. The article deals with establishing and justifying the efficiency of audiovisual stimulation for the correction of the psychoemotional status in young boxers. Materials and methods. The study was conducted on the premises of Bashkir State University sports facilities during the special preparatory stage. 72 athletes aged 13-14 were examined in educational and training conditions. The diagnostics of psychodynamic characteristics in athletes was conducted every 2 days with the help of the ‘Psychophysiolog’ psychophysiological testing device. We used the Spielberger State-Trait Anxiety Scale and Well-Being, Activity, Mood scale (V. Doskin). Results. Audiovisual stimulation in the experimental group significantly improved the indicators of situational anxiety, well-being, activity, and mood. Conclusions. The course of audiovisual stimulation improves psychophysiological resistance to physical load, relieves excessive mental stress and premature mental fatigue, improves performance and mood. The analysis of psychodynamic characteristics in boxers with different types of the nervous system allowed to establish that athletes with a weak nervous system require 6-8 sessions of audiovisual stimulation, while athletes with a strong nervous system - 10 sessions.
Описание:
Хаерварина Альбина Фанилевна, аспирант кафедры общей и социальной психологии, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3. E-mail: fanilevnaalbina@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8052-7376.
Матвеева Людмила Михайловна, кандидат социологических наук, профессор, заведующая кафедрой спортивных дисциплин, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3. E-mail: matveeval57@mail.ru, ORCID: 0000-0003-1523-2827.
Муфтахина Рита Маратовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Ак- муллы. 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3. E-mail: rmuftakhina@mail.ru, ORCID: 0000-0003-1928-7104.
Шаяхметова Эльвира Шигабетдиновна, доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной психологии, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3; научный сотрудник центра спортивной науки, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76. E-mail: shaga.elv@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-5924-7460.
Огуречников Денис Георгиевич, доцент кафедры физического воспитания Башкирского государственного университета. 450076, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32. E-mail: georgich1979@mail.ru, ORCID: 0000-0001-8519-1720.
A.F. Khaervarina1, fanilevnaalbina@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8052-7376,
L.M. Matveeva1, matveeval57@mail.ru, ORCID: 0000-0003-1523-2827,
R.M. Muftakhina1, rmuftakhina@mail.ru, ORCID: 0000-0003-1928-7104,
E.Sh. Shayakhmetova1,2, shaga.elv@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-5924-7460,
D.G. Ogurechnikov3, georgich1979@mail.ru, ORCID: 0000-0001-8519-1720
1Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russian Federation,
2South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation,
3Bashkir State University, Ufa, Russian Federation