Аннотации:
Цель исследования - дать клинико-физиологическую оценку адаптивной вариабельности типовой нормы психофизиологического статуса младших школьников, установить маркеры прогностической оценки в формировании успешности при оздоровительной и спортивной деятельности. Организация и методы исследования. В исследовании приняло участие 187 мальчиков I и II групп здоровья младшего школьного возраста - учащихся 1-2-х классов муниципальных автономных образовательных учреждений средних общеобразовательных школ (МОУСОШ) г. Тюмени. Использовали комплекс клинико-физиологических методик. Привычную двигательную активность (ПДА) изучали в течение суточного цикла при помощи браслета Huawey Band 2 Pro (Китай), который снабжен акселерометром (определение ускорения) и гироскопом (трехмерная картина перемещения). Браслет работает на платформах Android (версия 4.4 и выше) и iOS 8.0 и выше, что позволяет фиксировать данные в любом временном промежутке. В соответствии с 3-компонентной схемой по уровню ПДА определяли тип парциальной конституции (низкий уровень ПДА - ФТК-1, средний - ФТК-2, высокий - ФТК-3). Результаты. На методологической основе концепции типологической вариабельности физиологической индивидуальности определена системная взаимосвязь показателей тревожности, агрессивности и депрессии у младших школьников с различным уровнем привычной двигательной активности - детей разных функциональных типов конституции. По сравнению с другими конституциональными группами у младших школьников с НПДА - ФТК-1 отмечалось повышение общей тревожности, суммарного показателя депрессии, снижение настроения, негативная оценка собственной неэффективности, наименьший показатель агрессивности с аутоагрессивной направленностью. Заключение. Клинико-физиологические характеристики трех вариантов физиологической нормы - функциональных типов конституции, детей с низкой (ФТК-1), средней (ФТК-2) и высокой (ФТК-3) привычной двигательной активностью - определили выделение психофизиологических маркеров стрессреактивности у младших школьников, что дает объективную основу для прогностической оценки и направленного формирования успешности в спортивной и оздоровительной деятельности, создания эффективного мониторинга переходных состояний, а также превентивных форм коррекции дизрегуля- торных нарушений. Aim. The purpose of the article is to provide a clinical and physiological assessment of adaptive variability of the psychophysiological status in schoolchildren and to obtain prognostic markers for forming success during health enhancement and sports activities. Materials and methods. 187 male schoolchildren of the first and second health group from secondary educational institutions in Tyumen participated in the study. A set of clinical and physiological methods was used. Habitual physical activity (HPA) was measured on a daily basis using Huawei Band 2 Pro (China) fitness tracker provided with accelerometer and gyroscope. The band is available for both Android (version 4.4 or later) and iOS 8.0 or later, which allows registering data at any time period. The type of partial body constitution was established according to a three-component scheme and a HPA level (low HPA - FTC-1, medium HPA - FTC-2, high HPA - FTC-3). Results. Based on the concept of typological variability of physiological individuality, a systemic relationship between the indicators of anxiety, aggressiveness and depression was established in primary schoolchildren with different levels of habitual physical activity (low - LHPA, medium - MHPA, high - HHPA) and of different functional types (FTC-1, FTC-2, FTC-3). Compared with other groups, primary schoolchildren with LHPA - FTC-1 showed an increase in general anxiety and a total indicator of depression, a decrease in mood, a negative assessment of their own inefficiency, and the lowest indicator of aggressiveness with an auto-aggressive orientation. In children with HHPA, there was a decrease in the general level of depression and mood, a negative assessment of generally accepted rules, aggressive behavior, a negative assessment of their own inefficiency combined with an increased level of aggressiveness of a heteroaggressive orientation. Conclusion. Clinical and physiological characteristics of three physiological norm variants (functional constitutional types, children with low (FTC-1), medium (FTC-2) and high (FTC-3) habitual physical activity) determined the selection of psychophysiological markers of stress reactivity in primary schoolchildren, which provides an objective basis for prognostic assessment and targeted success formation in sports and health enhancement activities, as well as the creation of effective monitoring of transition states and preventive forms for correcting dysregulation.
Описание:
Колпаков Виктор Васильевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой нормальной физиологии, Тюменский государственный медицинский университет. 625026, г. Тюмень, ул. Одесская, 54. E-mail: kolpakov661@rambler.ru, ORCID: 0000-0001-6774-0968.
Томилова Евгения Александровна, доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии, Тюменский государственный медицинский университет. 625023, г. Тюмень, ул. Одесская, 54. E-mail: tomilovaea@mail.ru, ORCID: 0000-0003-1101-7628.
Стрижак Наталья Юрьевна, кандидат биологических наук, педагог-психолог, МАУ «Информационно-методический центр» г. Тюмени. 625026, г. Тюмень, ул. Мельникайте, 97. E-mail: ledinu@mail.ru, ORCID: 0000-0001-7087-5310.
Кривощеков Сергей Георгиевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий лабораторией функциональных резервов организма и спортивной медицины, Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины. 630117, г. Новосибирск, ул. Тимакова, 4. E-mail: krivosch@physiol.ru, OrCID: 0000-0002-2306-829X.
Беспалова Татьяна Викторовна, доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия. 628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 40. E-mail: tatianadmn@mail.ru, ORCID: 0000-0002-7210-0946.
V.V. Kolpakov1, kolpakov661@rambler.ru, ORCID: 0000-0001-6774-0968,
E.A. Tomilova1, tomilovaea@mail.ru, ORCID: 0000-0003-1101-7628,
N.Yu. Strizhak2, ledinu@mail.ru, ORCID: 0000-0001-7087-5310,
S. G. Krivoshchekov3, krivosch@physiol.ru, ORCID: 0000-0002-2306-829X,
T. V. Bespalova4, tatianadmn@mail.ru, ORCID: 0000-0002-7210-0946
1Tyumen State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Tyumen, Russian Federation, 2Information and Methodological Center, Tyumen, Russian Federation,
3Research Institute of Physiology and Fundamental Medicine, Novosibirsk, Russian Federation, 4Khanty-Mansiysk State Medical Academy, Khanty-Mansiysk, Russian Federation