Аннотации:
Цель исследования - поиск условий формирования в тренировочном процессе неизменной части двигательных координаций, характерных для соревновательной техники во время «скачка роста». Материалы и методы. В 2 группах юношей ежегодно определяли длину и массу тела. В первую группу вошли неспортсмены (n = 18); во вторую - юные тяжелоатлеты (n = 18). Обследования проводили в возрастных диапазонах с 10-11 до 13 лет и с 14 до 16 лет. Компонентный состав массы тела оценивали методом Матейки. У юных тяжелоатлетов определяли специальную подготовленность по скорости вылета штанги в рывке с помощью измерительного фотоэлектронного комплекса на основе излучателя (оптического квантового генератора), фотоприемника и регистрирующего устройства. По соотношению фактических (МСФф) и модельных (МСФм) значений показателя минимальной скорости фиксации оценивали эффективность двигательных координаций в диапазоне 60-100 % весов поднимаемой штанги. Эти соотношения также определяли лимитирующий характер техники или силы. Результаты. Анализ массы тела в течение годичного тренировочного цикла показал изменение наполняемости весовых категорий. Это отражало увеличение веса спортсменов при неизменной квалификации. Установлено более раннее увеличение общеростовых процессов у юных тяжелоатлетов, подтверждающее целесообразность ранней специализации. Установлено, что при выполнении рывка растет минимальная скорость фиксации штанги при увеличении длины тела. Недостаточность этого показателя по сравнению с квалифицированными спортсменами компенсируется повышением значимости мышечного фактора, что снижает надежность двигательных действий. Предложена методика тренировки, направленная на более эффективную реализацию двигательного навыка и снижение скорости вылета штанги, с помощью педагогического инструктажа и информации о скорости вылета штанги. Итогом явилось статистически значимое (t = 2,89; р < 0,05) повышение числа удачных подходов по подъему штанги. Заключение. При занятиях тяжелой атлетикой необходима стимуляция тренировочными нагрузками ростовых процессов и роста мышечной массы как ведущего фактора спортивного результата. Тренировочный процесс с использованием педагогического инструктажа формирует стабильный двигательный навык и обоснованный переход к этапу совершенствования спортивного мастерства. Aim. The purpose of the article is searching for conditions in the training process for forming a permanent part of motor coordination typical for a competitive technique during the growth spurt. Materials and methods. Body length and body weight were measured in 2 groups of young males on an annual basis. The first group consisted of non-athletes (n = 18), the second group comprised of young weightlifters (n = 18). The examination was conducted in the following age groups: from 10 to 13 years and from 14 to 16 years. Body composition was assessed through the Matejko method. Special fitness was measured by the barbell velocity during the lift established with the help of the photoelectron device based on a transmitter (optical quantum generator), a photodetector, and a recording device. Using the correlation between the factual and model values of minimum fixation speed the efficiency of motor coordination was assessed in the range of 60-100% of barbell weight. These correlations were also used for establishing a limiting character of technique and strength. Results. The analysis of body weight during the annual cycle showed the change in weight categories. This reflected athletes’ weight gain while preserving their qualification. An earlier increase in general growth in young weightlif- ters has been established, which confirms the advisability of early specialization. It was found that when performing a jerk, the minimum fixation speed of the barbell increases with increasing body length. The insufficiency of this indicator compared to qualified athletes is compensated by an increase in the importance of the muscle factor, which reduces the reliability of motor actions. A training technique is proposed aimed at a more effective implementation of motor skills and a decrease in the barbell speed based on pedagogical instruction and information on the barbell speed. This resulted in a statistically significant (t = 2.89; p < 0.05) increase in the number of successful barbell lifts. Conclusion. When doing weightlifting, it is necessary to stimulate general growth and the growth of muscle mass with training loads being a leading factor in sports results. The training process combined with pedagogical instruction forms a stable motor skill and a reasonable transition to the stage of performance enhancement.
Описание:
Суслов Николай Дмитриевич, доцент кафедры физического воспитания и спорта Института физической культуры и спорта, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. 600000, г. Владимир, ул. Горького, 87. E-mail: suslovnd@mail.ru, ORCID: 0000-0001-8373-5560.
Мишустин Владимир Николаевич, доцент кафедры теории и методики тяжелой атлетики, Волгоградская государственная академия физической культуры. 400005, г. Волгоград, пр. имени В.И. Ленина, 78. E-mail: michustin@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5396-9929.
Сентябрев Николай Николаевич, профессор кафедры анатомии и физиологии, Волгоградская государственная академия физической культуры. 400005, г. Волгоград, пр. имени В.И. Ленина, 78. E-mail: nnsvgsp@rambler.ru, ORCID: 0000-0001-5253-7078.
N.D. Suslov1, suslovnd@mail.ru, ORCID: 0000-0001-8373-5560,
V.N. Mishustin2, michustin@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5396-9929,
N.N. Sentiabrev2, nnsvgsp@rambler.ru, ORCID: 0000-0001-5253-7078
1Vladimir State University A.G. and N.G. Stoletovs, Vladimir, Russian Federation,
2Volgograd State Academy of Physical Education, Volgograd, Russian Federation