Аннотации:
В статье описаны основные фитоморфные образы, которые присущи афроамериканской литературе рубежа ХХ–ХХI веков. При проведении исследования были использованы произведения Т.К. Бамбары, Д. Белтона, Б. Берты, У. Демби, Б. Джексон, М. Джонсона, М. Диксона, Э. Гейнса, Б. Кэмбелл, Р. Кенана, С. Корбина, О. Лорд, К. МакЕлрой, Н. Маккейя, Т. МакМиллан, Дж. Макферсона, К. Мейджора, Дж. Маккласки, М. Монро, Г. Нейлор, Д. Пинкни, Дж. Райта, Дж. Рида, Сэпфайи, Дж. Уайдмена, Э. Уоркер, К. Форда, К. Хантер, М. Харпера, Т. Харрис, Ф. Шейк, М. Эванс и др. Результаты позволяют сделать вывод, что для большинства авторов основной становится модель «Растение – человек». Мы также описываем общие особенности оформления этой модели с учетом этнических черт, характерных для афроа-
мериканской литературы в целом. В исследовании применяются элементы методологии, берущей начало из работ по метафорическому моделированию и доработанной нами с точки зрения возможности более точного анализа языковых данных. Результаты работы вносят вклад в разработку проблем метафорологии, филологического анализа художественного текста, лексикологии английского языка. Отдельные итоги будут полезны ученым, занимающимся проблемами лин-гвокультурологического характера. The paper investigates basic plant images found in modern African American literature (the end of the 20th century and the beginning of the 21st century). The data is based on works by T.C. Bambara, D. Belton, B. Birtha, W. Demby, B. Jackson, M. Johnson, M. Dixon, E. Gaines, B. Campbell, R. Kenan,
S. Corbin, A. Lorde, C. McElroy, N. Mackey, T. McMillan, J. McPherson, C. Major, J. McCluskey, M. Monroe, G. Naylor, D. Pinckney, J. Wright, J. Reed, Sapphire, J. Wideman, A. Walker, C. Forde, K. Hunter, M. Harper, T. Harris, F. Shaik, M. Evans and others. The results demonstrate stable frequency of the conceptual metaphor “PLANT IS A HUMAN BEING”. We further base our research on national features typical for African American literature on the whole. Our research strategy is formed on the basis of conceptual metaphor theory, the methods of which have been further modified during our
research so that linguistic data could be analyzed in a more detailed way. The research results contribute to the investigation of metaphors, text analysis, English lexicography. Some results may also be of interest for scholars conducting research within the framework of cross-cultural and linguo-cultural studies.
Описание:
Шустрова Елизавета Владимировна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры германской филологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург), shustrovaev2@bk.ru
Еlizaveta V. Shustrova, Doctor of Philology, Professor, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg), shustrovaev2@bk.ru