Аннотации:
Статья посвящена анализу исследований проблем управления образованием, выполненных в Южно-Уральской научной школе профессора Г.Н. Серикова, представителем
которой является и автор статьи. Выявлены исторические научные предпосылки; определены субъективные и объективные причины возникновения направления исследования
проблем гуманно ориентированного управления образованием.
Методом историко-логического анализа, сравнительного анализа трудов педагогов –
представителей разных научных школ выявлены стадии решения проблемы в рамках
школы и во взаимосвязи с исследованиями других ученых. Охарактеризованы предметы и
результаты наиболее крупных диссертационных и групповых исследований по данному
направлению. Описаны созданные значимые концепции, модели и разработки в области
гуманного управления образованием: программно-целевое управление областной образовательной системой; межведомственное взаимодействие субъектов управления региональным образованием в сельскохозяйственном регионе; управленческое содействие
профессиональному самоопределению подростков группы риска в областной образовательной системе; регулируемое эволюционирование в управлении образованием; сочетание субъективных и объективных факторов повышения квалификации руководителей
образовательных организаций; культура управления и управленческого взаимодействия
в сфере физкультуры и спорта. The article aims to analyze the management problems of education based on the research
conducted by the author that is the representative of South Ural Scientific School of professor
G.N. Serikov. Historical background, subjective and objective reasons for the study of the problems
of human-oriented education management have been identified.
The stages to solve the problem within the framework of the scientific school that complies
with other scientists have been singled out using the methods of historical-logical and comparative
analysis. The results of the most prominent individual studies and collective works in this
area have been described.
Significant concepts, models and other results in the field of human-oriented education management
have been highlighted. They are program-targeted management of the regional educational
system; interdepartmental interaction of regional education management authorities in
the agricultural region; management assistance to professional self-determination of risk adolescents
in the regional educational system; principle of controlled evolution in education management;
a combination of subjective and objective factors of continuing education of the heads of
educational organizations; culture of management in the field of physical education and sports.
Описание:
Котлярова Ирина Олеговна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск,
kotliarovaio@susu.ru. I.O. Kotlyarova, kotliarovaio@susu.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation