Аннотации:
В статье с философских позиций осмысляется развитие субъект-объектного образовательно-педагогического взаимодействия. В классическом дискурсе отношения, складывающиеся в образовательном пространстве высшей школы, описывали как взаимодействие «субъект –объект», где в качестве активного субъекта рассматривался только педагог, инициирующий обучение, передающий знания, формирующий умения, контролирующий и оценивающий их. Обучающийся считался объектом обучения и воспитания. В статье показано изменение вектора развития таких представлений. В современной философии образования рассматривают всех участников образовательного процесса как активных его агентов, т.е. как субъект-субъектное взаимодействие. Образовательный процесс, как вид деятельности обучающихся, осуществляется в группе, где все взаимодействуют между собой и выступают как единый коллективный субъект учебной деятельности. Этот тип взаимодействия можно обозначить как «субъект –субъект коллективный» или партнерский.