Репозиторий Dspace

Альтернативный источник энергии для автономных потребителей на основе низкотемпературного двигателя Стирлинга

Показать сокращенную информацию

dc.contributor.author Мехтиев, А.Д.
dc.contributor.author Югай, В.В.
dc.contributor.author Нешина, Е.Г.
dc.contributor.author Алькина, А.Д.
dc.contributor.author Mekhtiyev, A.D.
dc.contributor.author Yugay, V.V.
dc.contributor.author Neshina, E.G.
dc.contributor.author Alkina, A.D.
dc.date.accessioned 2022-11-24T10:30:48Z
dc.date.available 2022-11-24T10:30:48Z
dc.date.issued 2020
dc.identifier.citation Альтернативный источник энергии для автономных потребителей на основе низкотемпературного двигателя Стирлинга / А.Д. Мехтиев, В.В. Югай, Е.Г. Нешина, А.Д. Алькина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Энергетика». – 2020. – Т. 20, № 3. – С. 78–87. DOI: 10.14529/power200308. Mekhtiyev A.D., Yugay V.V., Neshina E.G., Alkina A.D. Alternative Low Temperature Stirling Engine Based Source of Energy for Autonomous Consumers. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Power Engineering, 2020, vol. 20, no. 3, pp. 78–87. (in Russ.) DOI: 10.14529/power200308 ru_RU
dc.identifier.issn 2409-1057
dc.identifier.uri http://dspace.susu.ru/xmlui/handle/00001.74/45360
dc.description Мехтиев Али Джаванширович, канд. техн. наук, ассоциированный профессор, Карагандинский технический университет, г. Караганда, Республика Казахстан; Томский политехнический университет, г. Томск; barton.kz@mail.ru. Югай Вячеслав Викторович, доктор PhD, заведующий кафедрой, Карагандинский технический университет, г. Караганда, Республика Казахстан; slawa_v@mail.ru. Нешина Елена Геннадьевна, магистр технических наук, заведующий кафедрой, Карагандинский технический университет, г. Караганда, Республика Казахстан; 1_neg@mail.ru. Алькина Алия Даулетхановна, магистр технических наук, старший преподаватель, Карагандинский технический университет, г. Караганда, Республика Казахстан; alika_1308@mail.ru A.D. Mekhtiyev1, 2, barton.kz@mail.ru, V.V. Yugay1, slawa_v@mail.ru, E.G. Neshina1, 1_neg@mail.ru, A.D. Alkina1, alika_1308@mail.ru 1 Karaganda Technical University, Karaganda, Republic of Kazakhstan, 2 Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russian Federation ru_RU
dc.description.abstract Введение. Актуальность заключается в использовании двигателя с внешним подводом теплоты для преобразования солнечного излучения в электрическую энергию, при этом источником тепловой энергии служит солнечный коллектор. Цель исследования. Разработка альтернативного источника энергии для автономных потребителей сельской местности на основе низкотемпературного двигателя Стирлинга, способного преобразовывать низкопотенциальное тепло нагретой воды в механическую энергию с последующей генерацией электрического тока промышленной частоты. В отличие от классической конструкции известного двигателя Стирлинга представленный ДВПТ имеет значительный объем вытесни- теля, который более чем в 20 раз больше объема рабочего поршня, что позволяет ему работать на меньшей разнице температур между нагревателем и охладителем. Рабочая температура нагревателя составляет 90–100 °С, что в 7–9 раз меньше по сравнению с известным двигателем Стирлинга. Материалы и методы. Теоретические исследования с помощью компьютерного симулирования процессов ДВПТ использованы законы термодинамики и метод Шмидта для построения PV-диаграммы и установления характера протекания термодинамического цикла Стирлинга. Использованы методы 3D-моделирования, метод постепенного приближения. Использован метод натурного эксперимента с последующим внесе-нием изменений в компьютерную модель и лабораторный образец для достижения сходимости результатов и получения адекватной компьютерной модели. Результаты экспериментов обработаны и аппроксимированы, получены детерминированные математические модели и выполнен регрессивный анализ. Результаты. Приведено краткое описание конструктивных особенностей низкотемпературного двигателя с внешним подводом теплоты, работающего по циклу Стирлинга, а также приведены некоторые результаты исследований и компьютерного моделирования. Заключение. Использование воздуха в качестве рабочего тела является не оправданным, так как при его применении массогабаритные размеры ДВПТ на единицу производимой мощности будут больше, чем у двигателей внутреннего сгорания. Для низкотемпературного ДВПТ обязательным условием является разница в объемах вытеснителя и рабочего поршня, для температуры нагревателя в пределах 90 °С вытеснитель должен быть в 20–40 раз больше по своему объему. На КПД оказывают влияние разница температуры между нагревателем и охладителем и давлением рабочего тела. Introduction. The relevance lies in the use of a motor with an external heat supply to convert solar radiation into electrical energy, while the source of thermal energy is a solar collector. Aim. To develop an alternative energy source for remote consumers based on a low-temperature Stirling engine capable of converting lowgrade heat of heated water into mechanical energy with subsequent generation of electric current of industrial frequency. In contrast to the classical design of the well-known Stirling engine, the presented DVPT has a significant displacer volume, which exceeds the volume of the working piston by more than 20 times; this allows it to operate at a lower temperature difference between the heater and the cooler. The operating temperature of the heater is 90–100 °C, which is 7–9 times less than the known Stirling engine. Materials and methods. To work out the results of full-scale experiments, computer modeling was used; the dependence graphs for the change in the pressure of the working fluid and its volume when compressed by the working piston are presented. Results. A brief description of the design features of a low-temperature engine with an external heat supply operating according to the Stirling cycle is given, as well as some results of research and computer modeling. Conclusion. The use of air as a working fluid is not justified, since when using it, the mass and size dimensions of the DVPT per unit of power produced are larger than that of internal combustion engines. For a lowtemperature DVPT, a prerequisite is the difference in the volumes of the displacer and the working piston; for a heater temperature within 90 °C, the displacer must be 20 to 40 times larger in volume. The efficiency is influenced by the temperature difference between the heater and the cooler and the pressure of the working fluid. ru_RU
dc.language.iso other ru_RU
dc.publisher Издательский центр ЮУрГУ ru_RU
dc.relation.ispartof Вестник ЮУрГУ. Серия Энергетика ru
dc.relation.ispartof Vestnik Ûžno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriâ Ènergetika en
dc.relation.ispartof Bulletin of the South Ural State University. Ser. Power Engineering en
dc.relation.ispartofseries Энергетика;Т. 20
dc.subject УДК 620.91 ru_RU
dc.subject двигатель с подводом теплоты ru_RU
dc.subject солнечное излучение ru_RU
dc.subject электрическая мощность ru_RU
dc.subject коллектор ru_RU
dc.subject engine with warm supply ru_RU
dc.subject solar radiation ru_RU
dc.subject electric power ru_RU
dc.subject collector ru_RU
dc.subject generator ru_RU
dc.title Альтернативный источник энергии для автономных потребителей на основе низкотемпературного двигателя Стирлинга ru_RU
dc.title.alternative Alternative Low Temperature Stirling Engine Based Source of Energy for Autonomous Consumers ru_RU
dc.type Article ru_RU
dc.identifier.doi DOI: 10.14529/power200308


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в DSpace


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись