Аннотации:
В настоящей статье рассматриваются вопросы повышения эффективности деятельности
по поддержке принятия решений при относительно большом объёме информации. Актуальность исследования связана со всё возрастающей сложностью объектов управления, что ведёт
к снижению эффективности принятия решений на основе личного опыта лиц, принимающих
решения, вплоть до полной невозможности. Цель. В качестве основной цели статьи рассматривается анализ проблем,с которыми сталкиваются лица, принимающие решения, и формирование методов для повышения результативности принятия решений в типовых ситуациях. В статье исследуются основные компоненты интеллектуальной подсистемы системы поддержки принятия решений, которые требуют применения аналитических инструментов, а также
формируется структура взаимодействия методов, необходимых для эффективного формирования сценариев информационной поддержки принятия решений. Методы. Для достижения
целей применялись: метод поддержки принятия решений на основе интеллектуальной компоненты, который нацелен на создание эффективной инфраструктуры для поддержки принятия
решений; методы идентификации и категоризации, предназначенные для осуществления наиболее точного и корректного сопоставления характеристик (состояния) наблюдаемой ситуации и характеристик типовой ситуации, хранимых в базе знаний; методы корреляции, направленные на поиск зависимостей между характеристиками ситуаций и сценариев для решения
проблем, связанных с этими ситуациями; метод построения предметной квалиметрии, использованный для формирования прогнозной модели для оценки степени соответствия выбранного сценария решения сложившейся ситуации. Результат. Определено, что важным аспектом принятия решений в типовых ситуациях – является наиболее точная идентификация
состояния ситуации, выбор наилучшего сценария реализации решения для этой ситуации и
анализ последствий выбранного комплекса мероприятий. Для решения указанных задач
сформированы метод идентификации ситуации, метод поиска сценариев решения и квалиметрическая методика прогнозной оценки результативности выбранного сценария. Заключение. В статье сделан вывод, что деятельность по принятию решений на основе накопленного
опыта может быть улучшена за счёт использования предложенных методов и внедрения системы поддержки принятия решений с интеллектуальной компонентой. The article discusses the issues of improving the efficiency of decision support activities on
a relatively large amount of information. The research relevance is associated with the increasing
complexity of control objects, which leads to a decrease in the efficiency of decision-making based
on the personal experience of decision-makers, up to complete impossibility. The purpose of the article
is to analyze the problems faced by decision-makers and the creation of methods to improve
the effectiveness of decision-making in typical situations. The article examines the main components
of the intelligent subsystem of the decision support system, which require the use of analytical tools,
and also forms the methods interaction structure necessary for the effective formation of scenarios
of information support for decision making. To achieve the goals, a decision support method based on
an intelligent component was used, which is aimed at creating an effective infrastructure to support decision-
making; methods of identification and categorization, designed to implement the most accurate
and correct comparison of the characteristics (state) of the observed situation and the characteristics of
a typical situation stored in the knowledge base; correlation methods aimed at finding dependencies
between the characteristics of situations and scenarios to solve problems associated with these situations;
a method for constructing subject qualimetry, used to form a predictive model to assess the degree
of compliance of the selected scenario for solving the current situation. As a result, it was determined
that an important aspect of decision-making in typical situations is the most accurate identification
of the state of the situation, the choice of the best scenario for implementing the solution for this
situation and the analysis of the consequences of the selected set of measures. To solve these problems,
a method for identifying a situation, a method for finding solution scenarios and a qualimetric method
for predicting the effectiveness of the selected scenario have been formed. The article concludes that
decision-making activities based on the accumulated experience can be improved by using the proposed
methods and implementing a decision support system with an intelligent component.
Описание:
Антонов Вячеслав Викторович, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой автоматизированных систем управления, Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа; antonov.v@bashkortostan.ru.
Конев Константин Анатольевич, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры автоматизированных систем управления, Уфимский государственный авиационный технический университет,
г. Уфа; sireo@rambler.ru.
Куликов Григорий Геннадьевич, технический директор, АО «Уфимское научно-производственное предприятие «Молния» холдинга «Технодинамика», г. Уфа; grigmolniya@gmail.com. V.V. Antonov1, antonov.v@bashkortostan.ru,
K.A. Konev1, sireo@rambler.ru,
G.G. Kulikov2, grigmolniya@gmail.com
1 Ufa State Aviation Technical University, Ufa, Russian Federation,
2 JSC “Ufa Scientific and Production Enterprise “Molniya” of the Holding “Tekhnodinamika”,
Ufa, Russian Federation