Аннотации:
В данной статье речь идет о процессе наставничества, который взаимосвязан с такими
функциями управления персоналом, как адаптация, мотивация и обучение. И в последнее
время многие работодатели из множества альтернатив делают выбор именно в его пользу.
Цель исследования. В работе рассматриваются основные функции наставничества, его практическая польза и области применения, а основное внимание будет направлено на вопрос,
связанный с формированием пар наставников и учеников с целью достижения наибольшего
эффекта от их взаимодействия. Материалы и методы. В процессе достижения цели исследования на начальном этапе планировалось решить вопрос закрепления ученика за наставником
путем формирования наиболее «эффективных» пар наставников и учеников. Эти задачи решались с помощью венгерского метода. Но все полученные решения свидетельствовали об
оптимальности любого решения этой задачи. Из этого был сделан вывод об отсутствии значимости в совмещении наставников и учеников, исходя из комплексной оценки их компетенций, навыков и др. Следствием полученного результата и анализа различных литературных
источников стал вывод о том, что наиболее эффективным критерием составления пар
«наставник – ученик» является совместимость (психологическая и социально-психологическая), наличие которой благоприятно отразится на эффективности взаимодействия наставника
и ученика. Следовательно, отделу по управлению человеческими ресурсами необходимо помимо оценки компетенций, навыков и других параметров эффективности наставников и учеников, проводить оценку их психотипов и/или применять различные методы по определению
совместимости участников процесса наставничества. Результаты. Основным результатом работы является механизм закрепления ученика за наставником и опровержение того факта, что
«эффективность» наставников и учеников, т. е. балльная оценка их компетенций, навыков и
качеств, может являться определяющим фактором при формировании пар наставников и учеников. Заключение. Итак, при формировании пар наставников и учеников, т. е. при распределении учеников по наставникам, предлагается ориентироваться на их психологическую и
социально-психологическую совместимость. This article will focus on the mentoring process, which is interconnected with such HR functions
as adaptation, motivation and training. And recently, many employers from a variety of alternatives
have made a choice in its favor. Aim. The work examines the main functions of mentoring, its
practical benefits and areas of application, and the main attention will be focused on the issue associated
with the formation of pairs of mentors and students in order to achieve the greatest effect from their interaction. Materials and methods. In the process of achieving the research goal at the initial stage, it was planned to solve the problem of assigning a student to a mentor by forming the most
“effective” pairs of mentors and students. These tasks were solved using the Hungarian method. But
all the solutions obtained testified to the optimality of any solution to this problem. From this, it was
concluded that there was no significance in combining mentors and students, based on a comprehensive
assessment of their competencies, skills, etc. As a consequence of the result obtained and analysis
of various literary sources, it was concluded that the most effective criterion for composing pairs
“mentor – teaching” is compatibility (psychological and socio-psychological), the presence of which
will favorably affect the effectiveness of the interaction between the mentor and the student. Consequently,
the human resource management department needs, in addition to assessing the competencies,
skills and other parameters of the effectiveness of mentors and students, to assess their
psychotypes and/or apply various methods to determine the compatibility of the participants in
the mentoring process. Results. The main result of the work is a mechanism for securing a student
for a mentor and a refutation of the fact that the “effectiveness” of mentors and students, i.e. a point
assessment of their competencies, skills and qualities can be a determining factor in the formation of
pairs of mentors and students. Conclusion. So, when forming pairs of mentors and students, i.e. distribution
of students by mentors, it is proposed to focus on their psychological and sociopsychological
compatibility.
Описание:
Перевалова Ольга Сергеевна, канд. техн. наук, доцент кафедры управления, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж; nilga.os_vrn@mail.ru.
Баркалов Сергей Алексеевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой управления, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж; bsa610@yandex.ru.
Калинина Наталия Юрьевна, канд. техн. наук, доцент кафедры управления, Воронежский
государственный технический университет, г. Воронеж.
Батракова Дарья Николаевна, магистрант факультета экономики, менеджмента и информационных технологий, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж;
daria.speckadr@gmail.com. O.S. Perevalova, nilga.os_vrn@mail.ru,
S.A. Barkalov, bsa610@yandex.ru,
N.Yu. Kalinina,
D.N. Batrakova, daria.speckadr@gmail.com
Voronezh State Technical University, Voronezh, Russian Federation