Аннотации:
Исследование проводилось накануне пандемии SARS-COV-2 в нашей стране. В работе определен уровень осмысленности и удовлетворенности жизнью, счастья студентов университета. Показаны смысложизненные ориентации и копинг-стратегии студентов с высоким и низким уровнем удовлетворенности жизнью. Цель: определить особенности смысложизненных ориентаций, стратегий совладающего поведения и удовлетворенности жизнью у студентов транспортного вуза. Материалы и методы. Обследовано 66 студентов университета, средний возраст – 19,9 года, 26 юношей и 37 девушек. Использовались следующие методики: опросник «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев); Копинг-тест (Р. Лазарус); Методика удовлетворенности жизнью (Э. Динер); Оксфордский опросник счастья – OHI (М. Аргайл). Результаты для интерпретации были по-лучены посредством вычисления параметрического t-критерия Стьюдента и корреляционно-го анализа Пирсона с использованием пакета статистических программ SPSS v. 22.0. Результаты. Студенты университета имеют средний уровень осмысленности и удовлетворенности жизнью, счастья, что характеризует среду проживания и обучения как эколо-гически надежную и безопасную. Обнаружены значимые различия между показателями шкал смысложизненных ориентаций, копинг-стратегий и счастья, а также различия в структуре взаимосвязей шкал исследования у студентов с высоким и низким уровнем удовлетворенности жизнью. Обсуждение. Наибольшее количество взаимосвязей в обеих группах обнаружено между смысложизненными ориентациями и удовлетворенностью жизнью. У студентов с низким уровнем удовлетворенности жизнью результат жизни связан с копингом «планирование», у студентов с высоким уровнем– с поиском социальной поддержки, являющимся, по нашему мнению, ресурсом личностного потенциала, личностного развития и качества жизни. Заключение. Определены различия и взаимосвязи смысложизненных ориентаций, копинг-стратегий и счастья у студентов транспортного вуза с высоким и низким уровнем удовлетворенности жизнью. Перспектива исследования может заключаться в сравнении показателей данных феноменов накануне и во время пандемии. The study was conducted just before the SARS-COV-2 pandemic in our country. The work defines the level of mindfulness, satisfaction with life, and happiness in university students. Life purpose orientations and coping strategies of students with high and low levels of satisfaction with life are shown. Aim. The paper aims to determine the features of life purpose orientations, coping strategies and satisfaction with life in the students of a transport university. Materials and methods. 66 university students were examined, the average age was 19.9 years, 26 males and 37 females. The following methods were used: “Purpose-in-Life Orientations” (SZHO) by D. Leontiev; Coping test by R. Lazarus; Life Satisfaction by E. Diner; Oxford Hap-piness Questionnaire by M. Argyle. Results for interpretation were obtained by conducting Stu-dent's t-test and Pearson correlation analysis using the SPSS v. 22.0 statistical program package. Results. University students have an average level of mindfulness, satisfaction with life, happiness, which characterizes the living and learning environment as environmentally sound and safe. Significant differences were found between life purpose orientations, coping strategies and happiness, as well as differences between students with high and low levels of life satisfaction. Discussion. The largest number of correlations in both groups was found between life purpose orientations and life satisfaction. In students with a low level of life satisfaction, the result of life is associated with coping planning, in students with a high level – with the search for social support, which, in our opinion, is a source of personal potential, personal development and quality of life. Conclusion. Differences and relationships between life purpose orientations, coping strategies and happiness among transport university students with a high and low level of life satisfaction are determined.
Описание:
Ященко Елена Федоровна, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной психологии, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (Россия, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр-т, 9), elfed58@mail.ru ORCID: 0000-0001-5172-9385
Е.F. Yashchenko, elfed58@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5172-9385
Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University (9 Moskovsky Ave., Saint Petersburg, 190031, Russia)