Аннотации:
В обзоре отечественных и зарубежных научных журналов авторы отражают разработанность проблемы связи психофизиологического статуса спортсменов, занимающихся бадминтоном, с эффективностью их тренировочной и результативностью соревновательной деятельности. Методы. Проведен анализ опубликованных результатов оригинальных исследований, размещенных на платформе Web of Science (291 статья) и на информационно-аналитическом портале eLIBRARY.ru (94 статьи). Критериями отбора являлись период опубликования 2016–2020 гг. и комбинация ключевых слов badminton*, badminton player, reaction, nervous activity, psychophysiologic*. Использованы методы теоретического исследования: формализация, обобщение и системный анализ. Результаты. В настоящем кратком обзоре дифференцируются понятия «функциональное состояние», «психическое состояние», «психофизиологическое состояние» и «психофизиологический статус». Представлен обзор результатов перспективных исследований факторов (методов, средств), позволяющих дифференцировать и индивидуализировать тренировочные нагрузки бадминтонистов независимо от их спортивной квалификации. Акцентируется внимание на общей закономерности в проявлении психофизиологического статуса бадминтонистов – значительном психоэмоциональном напряжении, сопряженном с низкими уровнями психофизиологических показателей вследствие интенсификации тренировочного процесса спортсменов. Актуализируется необходимость учета индивидуально-типологических различий психофизиологических параметров спортсменов; подчеркивается необходимость комплексного анализа факторов, определяющих и влияющих на психофизиологический статус бадминтонистов в управлении их тренировочным процессом. Заключение. Показано, что современные исследования психофизиологического статуса и психического состояния бадминтонистов представляют разные подходы к разработке этой проблемы в отечественной и зарубежной психофизиологической науке. Анализ зарубежных источников за последние пять лет выявил тенденцию к доминации исследований отдельных составляющих психофизиологического статуса бадминтонистов: показателей утомления, ЭЭГ- и ЭМГ-активности, психомоторных функций с активным использованием метода опроса, анкетирования. Результаты российских исследователей отражают решение комплексных проблем методического обеспечения психофизиологического статуса спортсменов, занимающихся бадминтоном: оценка зависимости успешности спортсмена от свойств темперамента, свойств нервной системы, особенностей вегетативного обеспечения тренировочной деятельности; выявление особенностей проявления частных сенсомоторных реакций, точности движений в психомоторной организации бадминтонистов. The article aims to explore the influence of the psychophysiological status of badminton players on the effectiveness of their training and competitive activity by means of a review of domestic and foreign scientific journals. Materials and methods. The analysis of orig-inal research posted in the Web of Science (291 articles) and eLIBRARY.ru (94 articles) search platforms was performed. The following selection criteria were chosen: 2016–2020 publication period, keywords “badminton*”, “badminton player”, “reaction”, “nervous activity”, “psycho-physiologic*”. The following methods of theoretical research were used: formalization, generali-zation and system analysis. Results. This brief review differentiates the concepts of “functional status”, “mental state”, “psychophysiological state” and “psychophysiological status”. The article presents a review of perspective studies of factors (methods, means) that allow for differentiating and individualizing the training loads of badminton players regardless of the level of their sports performance. Attention is focused on the general pattern in the psychophysiological status of badminton players, namely a significant psychoemotional stress associated with low psychophy-siological indicators as a result of intensive training. The emphasis is made on the need to take into account the individual and typological differences in the psychophysiological indicators of athletes; the article describes the need for a comprehensive analysis of the factors that determine and affect the psychophysiological status of badminton players. Conclusion. It is shown that modern domestic and foreign studies of the psychophysiological status and mental state of bad-minton players represent different approaches to this issue. An analysis of foreign sources over the past five years revealed a tendency towards the dominance of studies of individual components of the psychophysiological status, namely the indicators of fatigue, EEG and EMG activity, psychomotor functions, by means of the survey method, questionnaires. Russian researchers propose the solution of complex problems of methodological support of the psychophysiological status of badminton players: assessment of the correlation between athletic performance and personal temperament, the nervous system, the autonomous system; the features of individual sensorimotor responses, and movement accuracy.
Описание:
Байгужина Ольга Вадимовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания, Высшая школа физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 69), baiguzhinaov@cspu.ru, ORCID: 0000-0003-4292-321X
Рубанович Виктор Борисович, доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры спортивных дисциплин, Новосибирский государственный педагогический университет (Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28), rubanovich08@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2485-4388
Никольская Олеся Борисовна, старший преподаватель, кафедра физического воспитания, Высшая школа физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 69), nikolskayaob@cspu.ru, ORCID: 0000-0002-4681-7695
O.V. Baiguzhina1, baiguzhinaov@cspu.ru, ORCID: 0000-0003-4292-321X
V.B. Rubanovich2, rubanovich08@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2485-4388
O.B. Nikol'skaya1, nikolskayaob@cspu.ru, ORCID: 0000-0002-4681-7695
1 South Ural State Humanitarian Pedagogical University (69 Lenin Avenue, Chelyabinsk, 454080, Russia)
2 Novosibirsk State Pedagogical University (28 Vilyuyskaya str., Novosibirsk, 630126, Russia)