Аннотации:
У одаренных детей выявляются особенности психического состояния, проявляющиеся симптомами тревожных расстройств, гиперчувствительности, повышенной возбудимости, что требует объективной динамической оценки их психофизиологического состояния. Цель: Обосновать использование аппаратурного комплекса «Биоскоп» для объективной оценки психофизиологического состояния одаренных подростков и их реакций на потенциально стрессовое воздействие. Материалы и методы. Из 500 участников исследования на основе психодиагностики были сформированы две группы обследования: первую составили одаренные подростки обоего пола (n = 35), вторую –подростки контрольной (нормативной) группы (n = 35). Психодиагностическое тестирование для определения одаренности проводили согласно трехкольцевой модели Джозефа Рензулли. Для оценки психофизиологического состояния использовали аппаратурный комплекс «Биоскоп», позволяющий дистанционно оценивать «интегративное состояние биологической системы». Оценку функционального состояния испытуемых проводили до и после предъявления заведомо неразрешимых задач (интеллектуальная нагрузка). Результаты. Исследование показало, что у одаренных подростков наблюдается более широкий спектр эмоциональных реакций на интеллектуальную нагрузку относительно контрольной группы. После выполнения интеллектуальной нагрузки у всех испытуемых наблюдали тенденцию к снижению частоты осцилляций и увеличению вариабельности межпиковых интервалов сигналов “Биоскопа”. Изменения спектральной мощности сигналов «Биоскопа» были разнонаправлены: у девушек мощность падала, а у юношей возрастала в обеих группах испытуемых. После интеллектуальной нагрузки значения мощности спектра ВВ-интервалов у одаренных подростков обоего пола падали, а в контрольной группе – возрастали. Заключение. Психофизиологические реакции на предъявление интеллектуальной нагрузки в виде заведомо нерешаемой задачи более выражены в группе одаренных подростков по сравнению с контрольной; девушки в отличие от юношей обеих групп реагируют на нагрузку, проявляя более выраженную тревожность и беспокойство. Полученные результаты указывают на перспективность использования комплекса «Биоскоп» в различных психофизиологических исследованиях. In gifted children, the features of mental state are revealed expressed in anxiety disorders, hypersensitivity and increased excitability, which require an objective and dynamic as-sessment of their psychophysiological state. Aim: the paper aims to substantiate the use of the “Bioscope” device for an objective assessment of the psychophysiological state of gifted adolescents and their responses to stress. Materials and methods: Participants were selected out of 500 persons and divided into 2 groups based on the use of psychodiagnostics: 1st group – gifted adolescents of both sexes (n = 35); 2nd group – control (normative) group (n = 35). Psy-chodiagnostic testing for giftedness was carried out according to the Renzulli three-ring model. To assess the psychophysiological state, the “Bioscope” hardware complex was used, which al-lows for the remote assessment of the “integral state of the biological system”. The functional state of the subjects was assessed before and after the so-called unsolvable tasks (cognitive load). Results: The study showed that gifted adolescents have a wider range of emotional responses to cognitive load compared to the control group. After performing cognitive tasks, all subjects demonstrated a tendency towards a decrease in oscillation frequency and an increase in the varia-bility of the inter-peak intervals of the “Bioscope” signals. Changes in the spectral power of the “Bioscope” signals were multidirectional: in female participants, the power decreased, while in male participants it increased in both groups of subjects. After cognitive tasks the power values of BB-intervals decreased in gifted adolescents of both sexes and increased in the control group. Conclusion: Psychophysiological responses to cognitive load (unsolvable cognitive tasks) are more pronounced in gifted adolescents compared to the control group; female participants of both groups respond with more pronounced anxiety. The results obtained indicate the prospects of using the “Bioscope” complex in various psychophysiological studies.
Описание:
Саркисян Рафик Шаваршович, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией интегративной биологии, Институт физиологии им. Л.А. Орбели НАН РА (Армения, Ереван, 0028, ул. Бр. Орбели, 22), rafsarg@yahoo.com, ORCID 0000-0003-4023-4306. Аракелян Мадлена Агасаровна, ассистент, Ереванский государственный медицинский университет имени Мхитара Гераци, аспирант, ЕГУ (Армения, 0025, Ереван, ул. Корюна, д. 2), arakelyanmadlena@gmail.com, ORCID 0000-0002-1391-1773 Костанян Асмик Лаврентьевна, младший научный сотрудник, лаборатория интегративной биологии, Институт физиологии им. Л.А. Орбели НАН РА (Армения, Ереван, 0028, ул. Бр. Орбели, 22), kostanyanhasmik2@gmail.com, ORCID 0000-00018440-0148 Симонян Луиза Гагиковна, кандидат биологических наук, научный сотрудник, лаборатория интегративной биологии, Институт физиологии им. Л.А. Орбели НАН РА (Армения, Ереван, 0028, ул. Бр. Орбели, 22), luizasimonyan@hotmail.com, ORCID 0000-0003-4528-7271
R.Sh. Sargsyan1, rafsarg@yahoo.com, ORCID 0000-0003-4023-4306 M.A. Arakelyan2, arakelyanmadlena@gmail.com, ORCID 0000-0002-1391-1773 A.L. Kostanyan1, kostanyanhasmik2@gmail.com, ORCID 0000-00018440-0148
L.G. Simonyan1, luizasimonyan@hotmail.com, ORCID 0000-0003-4528-7271 1 L.A. Orbeli Institute of Physiology NAS RA (22 Br. Orbeli St, Yerevan, 0028, Armenia) 2 Yerevan State Medical University after Mkhitar Heratsi (2 Koryun St, Yerevan, 0025, Armenia)