Аннотации:
Цель исследования: изучение динамики формирования сердечного ритма кадетов казачьего корпуса за период обучения. Материалы и методы. Проведено динамическое исследование 323 кадетов, обучающихся в казачьем кадетском корпусе с 5-го (10–11 лет) по 11-й (16–17 лет) класс. Обследование детей проводилось ежегодно и осуществлялось с помощью аппаратно-программного комплекса «Здоровье-Экспресс» по ТУ 9442-003-17635079-2009:
исполнение 2 – «Здоровье-Экспресс-2» с комплектом компьютеризированных приборов для оценки уровня психофизиологического состояния, параметров физического развития и регистрации электрокардиограммы («Медицинские Компьютерные Системы», г. Зеленоград, Московская область). Результаты. Проведенное исследование продемонстрировало изменения показателей вариабельности ритма сердца, свидетельствующие о смещении вегетативного баланса в сторону преобладания активности симпатической нервной системы
в процессе учебы. По итогам преобладающее большинство кадетов на протяжении обучения относятся к группе с умеренным преобладанием автономной регуляции сердечного ритма. Отмечается рост количества детей с умеренным преобладанием центральных механизмов регуляции. При этом показатели вариабельности сердечного ритма, а также спектральные характеристики наиболее стабильны в этих двух группах. Рост числа детей, а также отрицательная динамика основных показателей регуляции ритма сердца среди детей с выраженным преобладанием автономной регуляции указывает на перетренированность и неадекватность физических нагрузок. Заключение. Учет полученных данных исследования
на момент приема детей в учебное заведение снизит риск развития нарушений адаптационных механизмов и развития функциональных отклонений. Контроль показателей сердечного ритма в процессе обучения с целью корректировки физической нагрузки также положительно отразится на состоянии адаптационных резервов учащихся. Aim. The paper aims to find the dynamics of heart rate in cadets of the Cossack corps during the training period. Materials and methods. A dynamic study of 323 cadets from 5th (10–11 years) to 11th (16–17 years) grade was conducted. The examination of children was performed annually with the help of the Health-Express hardware and software complex (TC 9442-003-17635079-2009: version 2 – Health – Express-2 with a set of computerized devices for assessing psychophysiological condition and physical development and ECG recording, Medical Computer Systems, Zelenograd, Moscow region). Results. This research demonstrated changes in heart rate variability indicating alterations in vegetative balance towards the predominance of sympathetic activity in the learning process. The vast majority of cadets belong to the group with a moderate predominance of autonomic heart rate regulation. There is an increase in the number of children with a moderate predominance of central mechanisms of regulation. At the same time, heart rate variability, as well as spectral characteristics, are the most stable in these two groups. The increase in the number of children, as well as the negative dynamics of the main indicators of heart rate regulation among children with a pronounced predominance of autonomic regulation, indicates
overtraining and inadequate physical activity. Conclusion. The use of the data obtained for admission to educational institutions will reduce the risk of malfunctioning in adaptive mechanisms. Monitoring heart rate in order to adjust physical activity will also have a positive effect on the students' adaptive reserves.
Описание:
Яманова Галина Александровна, ассистент кафедры общей гигиены, Астраханский государственный медицинский университет. 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, 121. E-mail: galina_262@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2362-8979.
G.A. Yamanova, galina_262@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2362-8979
Astrakhan State Medical University, Astrakhan, Russian Federation