Аннотации:
Статья посвящена исследованию динамических характеристик виброзащитного кресла и механической системы «кресло – оператор» промышленного гусеничного трактора. Исследования проводились для виброзащитного кресла Sibeco. Система подрессоривания кресла включает настраиваемый по массе и росту водителя пневматический упругий элемент и гидравлический амортизатор, а также податливую подушку. Целью работы является определение нелинейных упругих характеристик системы подрессоривания и подушки, а также характеристик эквивалентного вязкого трения. Упругие характеристики получены при статических испытаниях. При этом на кресло последовательно помещались грузы и регистрировались перемещения. Упругая характеристика стстемы подрессоривания регистрировалась при различных настройках пневматической рессоры. По результатам испытаний получена нелинейная регрессионная зависимость, связывающая усилие на кресле с его перемещением и параметром, характеризующим настройку. Аналогично получена статическая упругая характеристика подушки кресла. Для определения характеристик эквивалентного вязкого трения проведены динамические испытания. Кресло с установленными на нем грузами помещалось на вибростенд. Во время определения характеристик системы подрессоривания подушка кресла демонтировалась. При исследовании характеристик подушки воздух из пневматической рессоры выпускался, система подрессоривания кресла фиксировалась. В процессе испытаний определялись амплитудно-частотные характеристики (АЧХ) системы. Коэффициенты эквива-лентного вязкого трения определялись на основе сравнения расчетных и экспериментальных АЧХ. По результатам испытаний установлено, что динамическая же-сткость подушки кресла существенно превышает статическую.
Полученные характеристики в дальнейшем будут использованы при разработке динамической модели системы «гусеничный трактор – виброзащитное кресло – тело оператора». Расчетные исследования с помощью модели позволят на ранних стадиях проектирования прогнозировать вибрации на месте водителя, вызванные перемещением опорных катков по звеньям гусеницы, и осуществлять корректировку параметров системы с целью выполнения санитарных норм. The article is devoted to the study of the dynamic characteristics of the vibration protection chair and the mechanical system “operator seat” of an industrial caterpillar tractor. The studies were carried out for the Sibeco anti-vibration chair. The seat suspension system includes a pneumatic elastic element and a hydraulic shock absorber, as well as a pliable cushion. Pneumatic elastic element is adjusted according to the weight and height of the driver. The aim of the work is to determine the nonlinear elastic characteristics of the suspension system and cushion, as well as the characteristics of the equivalent viscous friction. Elastic characteristics were obtained during static tests. At the same time, loads were sequentially placed on the chair and movements were recorded. The elastic characteristic of the suspension system was recorded at various settings of the air spring. Based on the test results, a non-linear regression dependence was obtained that relates the force on the seat to its movement and the parameter characterizing the setting. The static elastic characteristic of the chair cushion is obtained. To determine the characteristics of the equivalent viscous friction, dynamic tests were carried out. The chair with the weights installed on it was placed on a vibration stand. During the test of the suspension system, the seat cushion was dismantled. When research of the characteristics of the seat cushion, the air from the air spring was released, the seat suspension system was fixed. During the tests, the amplitude-frequency characteristics (AFC) of the system were determined. The coefficients of equivalent viscous friction were determined based on a comparison of calculated and experimental frequency responses. According to the test results, it was found that the dynamic rigidity of the chair cushion significantly exceeds the static one. The obtained characteristics will be further used in the development of a dynamic model of the “caterpillar tractor – vibration protection chair – operator's body” system. Computational studies using the model will make it possible at the early stages of design to predict vibrations at the driver's seat caused by the movement of road wheels along the track links and to adjust the system parameters in order to comply with sanitary standards.
Описание:
Абызов Алексей Aлександрович, доктор технических наук, профессор, кафедра «Техническая механика», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, abyzovaa@susu.ru
Ерпалов Алексей Викторович, кандидат технических наук, старший научный сотрудник подразделения «Центр виброиспытаний и мониторинга состояния конструкций», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, erpalovav@susu.ru
Мухиддинзода Камолиддини Джамолиддин, аспирант, кафедра «Колесные и гусеничные машины», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, kamoliddin. mukhiddinov@bk.ru
A.A. Abyzov, abyzovaa@susu.ru
A.V. Erpalov, erpalovav@susu.ru
K.Dzh. Muhiddinzoda, kamoliddin.mukhiddinov@bk.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation