Аннотации:
Введение. Важность рассмотрения вопросов организации психологической помощи лицам, пережившим травму функциональной утраты, связана с рядом позиций. Во-первых, функциональная утрата рассматриваться как травмирующий фактор стресса и может привести к серьезным нарушениям в жизни и психологическом благополучии. Во-вторых, способность выполнять различные действия вследствие функциональной утраты может быть поставлена под сомнение или стать невозможной. В-третьих, возможности адекватного переживания травмы функциональной утраты зависят от особенностей устойчивости жизненного мира, сформированной еще до ампутации. Цель. Выявить специфику оказания психологической помощи с учетом особенностей переживания травмы функциональной утраты лицами с различным характером устойчивости жизненного мира. Материалы и методы. В основу данной статьи положены материалы психологического сопровождения трех пациенток на этапе переживания травмы функциональной утраты в период с 2018 по 2021 годы. Для реализации поставленной цели были использованы следующие методы: аналитический метод (анализ ситуации переживания травмы функциональной утраты пациентом, клинико-психологические методы (наблюдение, структурированное клиническое интервью, психодиагностическое тестирование с использованием авторской методики И.О. Логиновой «Изучение устойчивости жизненного мира человека»). Результаты. По результатам исследования были выделены инвариантные проявления переживания травмы функциональной утраты: пациентки отмечали, что не удовлетворены своим эмоциональным состоянием, но не находят ресурса «взять себя в руки», отмечалось резкое падение факторов физической активности, ролевого функционирования, болевого, эмоционального, жизненной активности, что свидетельствовало о кризисе качества жизни. Вариативные переживания проявлялись с зависимости от стадии переживания горя, связанного с функциональной утратой. Данные результаты легли в основу разработки индивидуальных мишеней психологической помощи, благодаря чему жизнеизменение произошло как в оценке сложившейся ситуации, влекущей изменение (благоприятное или неблагоприятное), так и способности адекватно оценивать это изменение и включать его в собственный жизненный сценарий. Заключение. Отмечается различная динамика восстановления идентичности после перенесенной ампутации с учетом специфики устойчивости жизненного мира, позволяющая адаптироваться в условиях болезни, справляться с возможными проблемами в будущем и предотвращать их. Психологический результат переживаний травмы функциональной утраты пациентками указывает на экзистенциальный вывод о том, что до ампутации их тело было более совершенным, однако в процессе адаптации после ампутации они открыли в себе больше психологических возможностей в обмен на функциональную утрату. Introduction. The importance of psychological care for persons with functional loss is based on a number of reasons. Functional loss is considered as traumatic stress and can lead to serious changes in ordinary life and psychological well-being. Moreover, the ability to perform various activities may be questioned or become impossible as a result of functional loss. An adequate perception of functional loss depends on the characteristics of world perception formed before amputation. Aim. The paper aims to identify the specifics of psychological care with respect to the features of functional loss perception in persons with different world perception. Materials and methods. This article is based on case studies of three patients experiencing functional loss from 2018 to 2021. The following methods were used for the purpose of the study: analytical (analysis of the situation of experiencing functional loss), clinical and psychological methods (observation, structured clinical interview, psychodiagnostic testing with the I.O. Loginova “Human life-world stability” test). Results. According to the results of the study, regular manifestations of functional loss were identified: patients were dissatisfied with their emotional state and had no resource to cope with the problem; significantly reduced levels of physical activity, role functioning, pain-related and emotional components, vital activity, which indicated worsening in the quality of life. Variable experiences were manifested depending on the stage of experiencing functional loss. These results allowed to develop individual targets of psychological intervention, change patients’ life perception in new circumstances (favorable or unfavorable), adequately assess these circumstances and include them in future life events. Conclusion. A different dynamics of self-identity changes after amputation was recorded with respect to world perception, which facilitated adaptation to the disease and possible disease-related problems. The results obtained indicate that patients perceive their body as more perfect before amputation, however, they discover new psychological resources to compensate their functional loss.
Описание:
Логинова Ирина Олеговна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической психологии и психотерапии с курсом последипломного образования, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (Россия, 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1); консультант по психологии, Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Россия, 660020, г. Красноярск, ул. Караульная, д. 45), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9551-1457, loginova70_70@mail.ru
Кононенко Ирина Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии с курсом последипломного образования, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (Россия, 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1). ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9416-3040, kio62@mail.ru
Irina O. Loginova. Prof., Grand PhD in (Psychological) Sciences, Head of the Department of Clinical Psychology and Psychotherapy with postgraduate course of the Professor V.F. Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University (1, Partizan Zheleznyak str., Krasnoyarsk, 660022, Russia); Consultant in Psychology of the Federal State-Financed Institution Federal Center for Cardiovascular Surgery (Karaulnaya str., 45, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660020), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9551-1457, loginova70_70@mail.ru
Irina O. Kononenko. PhD in (Pedagogical) Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Clinical Psychology and Psychotherapy with postgraduate course of the Professor V.F. Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University (1, Partizan Zheleznyak str., Kras-noyarsk, 660022, Russia), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9416-3040, kio62@mail.ru