Аннотации:
Введение. Адаптация студентов к обучению в вузе – сложный и многокомпонентный процесс, максимально он выражен у первокурсников. Продуктивность ее определяет множество факторов, к которым можно отнести тип темперамента и спектр психологических защит. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязей между типом темперамента и спектром психологических защит. Цель: исследование выраженности психологических защит у студенток с различным типом темперамента. Материалы и методы. Выборку составили 113 девушек первого курса Новосибирского государственного университета экономики и управления. Выявлены типы темперамента (по В.М. Русалову), проведен анализ взаимосвязей между типом темперамента и уровнем выраженности психологических защит («Индекс жизненного стиля» (LSI)). Статистическая обработка данных реализована в среде SSPS Statistics v. 20 и включала использование непараметрических критериев Краске-ла – Уоллиса, U-критерий Манна – Уитни. Результаты и их обсуждение. В результате сравнительного анализа установлено, что каждый тип темперамента характеризуется своими доминирующими механизмами психологической защиты. В профиле психологических защит у девушек-холериков преобладает механизм «регрессия», а механизм «замещение» имеет наименьшее значение у девушек-сангвиников. Уровень психологической защиты «компенсация» имеет минимальное значение у меланхоликов. В целом у девушек в спектре защит преобладают такие механизмы защиты, как регрессия и вытеснение, в меньшей степени – компенсация и проекция. Интерпретируются полученные взаимосвязи между типом темперамента и механизмами психологической защиты. Заключение. В результате исследования было установлено, что каждый тип темперамента характеризуется своими доминирующими механизмами психологической защиты. Результаты работы позволяют прогнозировать особенности проявления психологических защит девушек, зная их тип темперамента. Introduction. The adaptation of university students to academic activities is a complex process, which is most pronounced in first-year students. The effectiveness of adaptation is associated with many factors, including the temperament type and psychological defense mechanisms. The paper presents the results of an empirical study of the relationship between temperament type and psychological defense mechanisms. Materials and methods. The sample involved 113 first-year female students of the Novosibirsk State Uni-versity of Economics and Management. Temperament types were identified with the Rusalov Structure of Temperament Questionnaire followed by the assessment of the relationship between temperament types (choleric, sanguine, phlegmatic and melancholic). Psychological defense mechanisms were evaluated with the Life Style Index (LSI). Statistical data processing was provided by means of the Kruskal–Wallis test, Mann–Whitney U-test, and the SPSS Statistics v. 20. Results. This comparative analysis showed that each temperament type was characterized by its dominanting psychological defense mechanisms. In choleric fe-male students, such a primitive mechanism as regression dominated, while displacement was of the least importance in sanguine female students. The level of compensation was of minimal importance for melancholics. In general, regression and displacement were dominating defense mechanisms in female students followed by compensation and projection. The relationship was found between temperament type and psy-chological defense mechanisms. Conclusion. The results obtained showed that each temperament type was characterized by its dominanting psychological defense mechanisms, which allowed to predict the features of psychological defense in female students depending on their temperament type.
Описание:
Гладышев Юрий Владимирович, доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии, педагогики и правоведения, Новосибирский государственный университет экономики и
управления (Россия, 630099, г. Новосибирск, ул. Каменская, 56). ORCID: https://orcid.org/0000-
0002-8294-5993, sir.yu-oskar2012@yandex.ru. Yuri V. Gladyshev, Dr Sci. (Medical), Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and
Law, Novosibirsk State University of Economics and Management (56 Kamenskaya Str., Novosibirsk,
630099, Russia). ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8294-5993, sir.yu-oskar2012@yandex.ru