Аннотации:
Введение. Интенсивность воздействия комплекса факторов образовательной среды на фоне изменяющихся социально-культурных факторов жизнедеятельности общества актуализирует оценку уровня проявления толерантности к неопределенности у обучающейся молодежи. Цель: выявить особенности проявления толерантности к неопределенности, а также оценить взаимосвязь ее параметров со свойствами нервной системы у студентов с учетом профильности их профессиональной подготовки. Материалы и методы. Проведена психодиагностика 147 студентов обоего пола (возраст 21,7, SD 1,1), обучающихся по программам юридического, физкультурно-спортивного и педагогического профилей подготовки. Определяли проявление толерантности к неопределенности и основных свойств нервных процессов. Обработка данных проводилась с применением статистического пакета SPSS v. 23. Использовались параметрические методы описания и сравнения значений вариационных рядов исследуемых показателей. Оценку значимости различий между процентными долями сравниваемых выборок определяли с помощью φ-критерия Фишера. С целью оценки структуры взаимосвязей изучаемых показателей применяли корреляционный анализ и корреляционную адаптометрию. Результаты. Независимо от профиля подготовки обследованные студенты предрасположены к неприятию новизны; от 50 до 65 % студентов демонстрируют низкий уровень толерантности к неопределенности. Высокий уровень по шкале «Отношение к сложным задачам» реже проявляют студенты педагогического вуза; по шкале «Отношение к неопределенным ситуациям» – чаще студенты юридического профиля. Низкий уровень по шкале «Предпочтение неопределенности» в два раза чаще встречается у студентов педагогического и юридического профилей подготовки по сравнению со студентами спортивного вуза. Наибольший вес корреляционного графа в системе «Толерантность к неопределенности – Свойства нервной системы» выявлен в группе студентов спортивного профиля, наименьший – в группе студентов педагогического профиля подготовки. Заключение. Исследования психофизиологических конструктов толерантности к неопределенности позволяют оценить и прогнозировать тактику структурно-функциональной трансформации методики обучения студенческой молодежи с учетом профиля их профессиональной подготовки.Introduction. The impact of a number of factors of the educational environment on social and cultural parameters makes relevant the assessment of students' tolerance of ambiguity. Aim: to identify the features of tolerance of ambiguity and assess the relationship of its parameters with the properties of the nervous system among university students of different education fields. Materials and methods. The study involved 147 university students of both sexes (mean age 21.7, SD 1.1) of different education fields (law, physical education and sport, pedagogy). The tolerance of ambiguity (the Multiple Stimulus Type Ambiguity Tolerance I scale following E. Osin) and the main properties of nervous processes (express techniques) were examined. Statistical data processing was performed using SPSS v.23. Parametric methods were used to describe and compare the variation series of the studied parameters. The significance of the differences between the percentages of the samples was assessed with the Fisher test. Correlation analysis and correlation adaptometry were used to identify the structure of the relationships of the studied parameters. Results. Regardless of the education field, the surveyed students are predisposed to avoid novelty; from 50 to 65% of students demonstrate a low level of tolerance of ambiguity. High values on the “Attitude to complex tasks” scale are less typical of pedagogy students; high values on the “Attitude to ambiguous situations” scale are more typical of law students. Low values on the “Preference for ambiguity” scale are twice as common among pedagogy and law students compared to physical education students. The highest weight of the correlation graph in the “Tolerance of ambiguity – Properties of the nervous system” system was found in physical education students, the lowest one – in pedagogy students. Conclusion. The study of tolerance of ambiguity will allow researchers to evaluate and predict the tactics of structural and functional
transformation of teaching methodology with respect to the education field.
Описание:
Никольская Олеся Борисовна, старший преподаватель кафедры физического воспитания, Высшая школа физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 69. E-mail: nikolskayaob@cspu.ru, ORCID: 0000-0002-4681-7695.
Комиссарова Ольга Александровна, старший преподаватель кафедры физического воспитания, Высшая школа физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 69. E-mail: komissarovaoa@cspu.ru, ORCID: 0000-0003-4236-5940.
Шапошникова Марина Викторовна, старший преподаватель кафедры физического воспитания, Высшая школа физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 69. E-mail: shaposhnikovamv@cspu.ru, ORCID: 0000-0001-7726-5304.
Богомазова Кристина Олеговна, соискатель кафедры психологии управления и служебной деятельности; заместитель директора по внеучебной и воспитательной работе, Институт спорта, туризма и сервиса, Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1543-3007, bogomazovako@susu.ru
Байгужина Ольга Вадимовна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, научно-исследовательский центр спортивной науки, Институт спорта, туризма и сервиса, Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4292-321X, baiguzhinaov@susu.ru.
Olesya B. Nikolskaya, Senior Lecturer of the Department of Physical Education, Higher School of Physical Culture and Sports, South Ural State Humanitarian Pedagogical University. (69 Lenin Avenue, Chelyabinsk, 454080). ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4681-7695, nikolskayaob@cspu.ru.
Ol'ga A. Komissarova, Senior Lecturer of the Department of Physical Education, Higher School of Physical Culture and Sports, South Ural State Humanitarian Pedagogical University. 69 Lenin Avenue, Chelyabinsk, 454080. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4236-5940, komissarovaoa@cspu.ru.
Marina V. Shaposhnikova, Senior Lecturer of the Department of Physical Education, Higher School of Physical Culture and Sports, South Ural State Humanitarian Pedagogical University. 69 Lenin Avenue, Chelyabinsk, 454080. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7726-5304, shaposhnikovamv@cspu.ru.
Kristina O. Bogomazova, Candidate of the Department of Psychology of Management and Performance; Deputy Director for Extracurricular and Educational Work, Institute of Sports, Tourism and Service, South Ural State University (76, Lenin Avenue, Chelyabinsk, 454080, Russia), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1543-3007, bogomazovako@susu.ru.
Ol'ga V. Baiguzhina, Candidate of Biological Sciences, Senior Researcher, Sports Science Research Center, Institute of Sports, Tourism and Service, South Ural State University (76, Lenin Avenue, Chelyabinsk, 454080, Russia), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4292-321X, baiguzhinaov@susu.ru.