Аннотации:
Обоснование: Потребность изучения распространенности, феноменологии, клинических проявлений и психологических предикторов проблемного использования информационно-коммуникационных сетей является актуальным направлением современных научных исследований, которые объясняются прогрессивным ростом цифровизации и ее возможными негативными последствиями для психического здоровья. Цель: изучение проблемного использования информационно-коммуникационных сетей в контексте интернет-зависимого поведения среди учащихся подросткового возраста. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 633 учащихся (358 юношей и 275 девушек) Московской области в возрасте 15–17 лет. Анализировались результаты опросника проблемного использования социальных сетей, шкалы оценки частоты и продолжительности использования информационно-коммуникационных сетей, шкалы интернет-зависимости. Результаты. У большинства учащихся (83,4 %) была выявлена склонность к проблемному использованию информационно-коммуникационных сетей, у 6,3 % – минимальный риск и у 5,7 % – проблемное использование. Проблемное использование информационно-коммуникационных сетей обследованных подростков характеризовалось: проведением времени в социальных сетях от скуки – у 95,1 %; необходимостью регуляции эмоционального состояния – у 87,7 %; трудностями контроля времени при их использовании – у 72,0 % учащихся. Длительное использование информационно-коммуникационных сетей (6 и более часов) значимо чаще встречалось у подростков с проблемным использованием социальных сетей как в учебные, так и в выходные дни. Результаты диагностики интернет-зависимого поведения были сопоставимы с выраженностью проблемного использования информационно-коммуникационных сетей: у 72,4 % была выявлена склонность к интернет-зависимости, у 17,3 % – минимальный риск развития интернет-зависимости, а у 9,5 % – интернет-зависимость. Интернет-зависимое поведение обследованных подростков характеризовалось: трудностями контроля – у 70,3 %, беспокойством при невозможности получить доступ к Интернету – у 64,6 %, чувством дискомфорта в случае пребывая вне сети – у 59,7 %. Заключение. Различная выраженность проблемного использования информационно-коммуникационных сетей и интернет-зависимости указывает на необходимость разработки дифференцированных подходов к профилактике указанных видов поведенческих аддикций. Introduction. The prevalence, phenomenology, clinical manifestations, and psychological predictors of the problematic use of social media are relevant areas of modern scientific research, which is explained by increasing digitalization and its negative consequences for mental health. Aim: the paper aims to study the problematic use of social media in adolescent schoolchildren with Internet addictive behavior. Materials and methods. The study involved 633 schoolchildren (358 boys and 275 girls) from the Moscow region, aged 15–17. The study methods were as follows: Problematic Facebook Use Scale; frequency and duration of social media use scales; Chen Internet Addiction Scale. Results. The majority of students demonstrated a tendency toward problematic use of social media (83.4 %), 6.3 % had minimal risk, and 5.7 % had problematic use. The problematic use of social media was characterized by: spending time in social networks out of boredom (95.1 %); need to regulate the emotional state (87.7 %); difficulties with time management related to the use of social media (72.0 %). Excessive social media use (6 or more hours) was significantly more common (p < 0.001) in adolescents with problematic social media use both on school days and on weekends. The results of the internet-addictive behavior measurements were comparable to those of the problematic use of social media: 72.4 % had a tendency toward Internet addiction, 17.3 % had minimal risk, and 9.5 % were Internet addicts. Internet-addictive behavior in adolescent schoolchildren was characte-rized by: difficulties with self-control (70.3 %), Internet access-related anxiety (64.6 %), and a feeling of discomfort when offline (59.7 %). Conclusion. The different severity of the problematic use of social media and Internet addiction indicates the need for differentiated approaches to preventing these behavioral addictions.
Описание:
Лановая Алеся Михайловна, научный сотрудник отдела организации профилактической помощи в наркологии, Национальный научный центр наркологии – филиал Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России (Россия, г. Москва, 119002, Малый Могильцевский переулок, д. 3); ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4255-7953; e-mail: alesya.lan@gmail.com
Фадеева Евгения Владимировна, кандидат психологических наук, заведующий отделом организации профилактической помощи в наркологии, Национальный научный центр наркологии – филиал Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России (Россия, г. Москва, 119002, Малый Могильцевский переулок, д. 3); доцент кафедры клинической и судебной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (Россия, г. Москва, 127051, Сретенка 29). ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5411-9611; e-mail: nscnfadeeva@mail.ru
Alesya M. Lanovaya, Researcher of the Department of Organization of Preventive Care in Narcology, National Research Center on Addictions – branch, V. Serbsky National Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology (3, Maly Mogiltsevsky lane, Moscow, 119002, Russia), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4255-7953; e-mail: alesya.lan@gmail.com
Eugenia V. Fadeeva, Candidate of Psychological Sciences, Head of the Department of organization of preventive care in Narcology, National Research Center on Addictions – branch, V. Serbsky National Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology (3, Maly Mogiltsevsky lane, Moscow, 119002, Russia); Associate Professor, Chair of Clinical and Forensic Psychology, Moscow State Uni-versity of Psychology and Education (29 Sretenka str., Moscow, 127051, Russia), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5411-9611; e-mail: nscnfadeeva@mail.ru