Аннотации:
Обоснование. Регуляция позы совершенствуется под влиянием различных тренировочных программ, однако эффекты тренировки на неустойчивых опорах (баланс-тренировки) в развитии статического и динамического равновесия остаются полностью не изученными. Цель: изучить эффект баланс-тренировки на статическое и динамическое равновесие у молодых физически активных девушек. Материалы и методы. До и после десятинедельной баланс-тренировки обследованы две группы девушек: «Баланс» (n = 14) и «Контроль» (n = 14). Группа «Контроль» занималась в рамках дисциплины «физическая культура» университета, группа «Баланс» тренировалась на неустойчивых опорах (3 раза в неделю по 80 минут). Статическое равновесие моноопорной позы определяли в
стойке на стабилоплатформе (Стабилан-01. ОКБ «Ритм»), а динамическое равновесие – в стойке на подвижной по сагиттали пресс-папье в условиях открытых и закрытых глаз. Данные обработаны с применением метода двух факторного дисперсионного анализа. Результаты. В моноопорной стойке на устойчивой платформе в группе «Баланс» выявлено более выраженное, чем в группе «Контроль», снижение скорости колебаний центра давления только в условиях закрытых глаз. В динамической стойке на пресс-папье в группе «Баланс» выявлено более существенное снижение площади колебаний тела как в стойке с открытыми, так и закрытыми глазами, также в стойке с закрытыми глазами снижалась скорость колебаний тела. Заключение. Баланс-тренировка вызывает более существенное
совершенствование динамического равновесия и менее заметно влияет на статическое равновесие. Взаимосвязь между развитием статического и динамического равновесия под влиянием баланс-тренировки слабая. Introduction. Postural regulation can be improved by different training programs. However, the ef-
fects of training on unstable surfaces (balance training) on static and dynamic balance are insufficiently studied. Aims. The paper identifies the effects of balance training on static and dynamic balance in physically active girls. Materials and methods. Two groups of girls (“Balance”, n = 14 and “Control”, n = 14) were examined before and after the ten-week balance training. The control group attended PE at the university, while the balance group had balance training on unstable surfaces (3 times per week for 80 minutes). Static
balance in the single-support posture was evaluated with a force platform. Dynamic balance was evaluated with a seesaw in the stance with open and closed eyes. The data were processed using a two-factor analysis of variance. Results. After balance training in the single-support posture, only a decrease in CoP velocity in the balance group was found. After balance training with a seesaw, a more significant decrease in the area
of CoP displacement with open and closed eyes was found in the balance group, as well as decreased CoP velocity with closed eyes. Conclusion. Balance training causes a more significant improvement in dynamic balance and less noticeably affects static balance. The relationship between the development of static and dynamic balances under the influence of balance training is weak.
Описание:
Мельников Андрей Александрович, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой физиологии, Российский университет спорта (ГЦОЛИФК) (Россия, 105122, г. Москва, Сиреневый бульвар, 4), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5281-5306, e-mail: meln1974@yandex.ru
Смирнова Полина Александровна, аспирант, кафедра медико-биологических основ спорта, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3218-8584, e-mail: Polina954t@mail.ru
Черкашин Александр Евгеньевич, ассистент кафедры физического воспитания,
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9632-7072, e-mail: alx.cherkashin@yandex.ru
Andrey A. Melnikov, Doctor of Biological Sciences, Professor, Head of the Department of
Physiology, Russian University Of Sport (4 Lilac Boulevard, Moscow, 105122, Russia), ORCID:
https://orcid.org/0000-0001-5281-5306, e-mail: meln1974@yandex.ru
Polina A. Smirnova, postgraduate student, Department of Biomedical Foundations of Sports, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky (108/1, Republican st., Yaroslavl, 150000. Russia), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3218-8584, e-mail: Polina954t@mail.ru
Alexander E. Cherkashin, Assistant of the Department of Physical Education, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky (108/1, Republican st., Yaroslavl, 150000. Russia), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9632-7072, e-mail: alx.cherkashin@yandex.ru