Аннотации:
Обоснование. Цифровизация среды обитания человека, включая образовательную среду, актуализирует изучение еѐ влияний на функциональные показатели жизнедеятельности как в плане соматического здоровья, так и в психофизиологических и психологических аспектах. Цель: сравнительный анализ показателей психомоторной координации подростков 14–15 лет (учащиеся 8-х классов) в 2004 и 2020 годах, различающихся по уровню цифровизации образовательной среды. Материалы и методы. Изучены показатели психомоторики при выполнении двигательных задач на приборе «компьютерный измеритель движений». Всего обследованы 67 подростков в 2004 году и 31 – в 2020 году, все измерения проведены конце февраля – начале марта. Оценивали показатели
скорости, точности и плавности движений, реактивности на стимулы разной модальности и моторной асимметрии. Результаты. Обнаружено, что как у девочек, так и у мальчиков за оцениваемый период существенно возросла скорость выполнения моторной задачи, но с существенной потерей точности и плавности движений (данные показатели в абсолютных величинах изменились в 2–2,5
раза). Одновременно возросла скорость реакции на звуковой, но не на световой стимулы. По показателям асимметрии было обнаружено снижение степени латерализации и приближение всех показателей к обоерукости. Заключение. Инструментальные методы оценки психомоторной координации обнаружили выраженные сдвиги в способности 14–15-летних подростков выполнять руками незнакомые двигательные задачи. Мы связываем это с цифровизацией среды обитания и формированием нового паттерна движений, включающего более быстрое взаимодействие с компьютером. Background: The digitalization of the human environment, including the educational one, makes relevant the study of its influence on functional parameters in terms of somatic health and psychophysiological
and psychological aspects. Aims: the paper presents a comparative analysis of psychomotor coordination in adolescents aged 14–15 (8th grade). The data was obtained in 2004 and 2020, the years that differed in the level of digitalization of the educational environment. Materials and methods. Psychomotor coordination was evaluated during motor tasks on the digital movement measuring device. A total of 67 adolescents were
examined in 2004 and 31 in 2020, all measurements were taken in late February – early March. The data obtained included speed, accuracy, smoothness of movements, reactivity to different stimuli, and motor asymmetry. Results. Throughout the study period, increased speed was found both in girls and boys, accompanied by a significant loss of accuracy and smoothness of movements (2–2.5-fold change in these indicators in absolute terms). At the same time, increased reactivity to sound but not light stimuli was observed. According to the asymmetry data, decreased lateralization and the approximation of all indicators to ambidexterity were found. Conclusion. Instrumental methods for the assessment of psychomotor coordination revealed significant changes in the ability of 14–15-year-old adolescents to perform unfamiliar motor tasks. These changes were attributed to the digitalization of the environment and the formation of a new pattern of movements, including faster interaction with a computer.
Описание:
Панкова Наталия Борисовна, доктор биологических наук, доцент, главный научный сотрудник лаборатории физико-химической и экологической патофизиологии, Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии (Россия, 125315, г. Москва, ул. Балтийская, д. 8), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3582-817X, e-mail: nbpankova@gmail.com
Карганов Михаил Юрьевич, доктор биологических наук, профессор, и.о. заведующего лабораторией физико-химической и экологической патофизиологии, Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии (Россия, 125315, г. Москва, ул. Балтийская, д. 8), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5862-8090, e-mail: mkarganov@mail.ru
Natalia B. Pankova, Doctor of Biological Sciences, Associate Professor, Chief Researcher of the Laboratory of Physico-Chemical and Environmental Pathophysiology, Research Institute of General Pathology and Pathophysiology (8 Baltiyskaya Str., Moscow, 125315, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3582-817X , e-mail: nbpankova@gmail.com
Mikhail Yu. Karganov, Doctor of Biological Sciences, Professor, Acting Head of the Laboratory of Physico-Chemical and Environmental Pathophysiology, Research Institute of General Pathology and Pathophysiology (8 Baltiyskaya Str., Moscow, 125315, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5862-8090, e-mail: mkarganov@mail.ru