Аннотации:
Зарождение книгопечатания способствовало развитию орнаментального оформления древнерусских книг. Взаимовлияние художников-знаменщиков рукописных и печатных книг привело к возникновению и дальнейшему расцвету старопечатного стиля. В нем исполнялись заставки, буквицы и полевые украшения. Статья посвящена орнаментальным украшениям, выполненным одним из выдающихся книгописцев и художников-знаменщиков Федором Басовым в конце
XVI в. – начале XVII в. на полях листов рукописей в традициях старопечатного стиля. Преимущественно ими стали изображения, решенные в виде цветов: в центре расположен элемент (фантастическая шишка, плод, сосуд или др.) в листьях на стебле. Автор анализирует их структуру и способы сочетания элементов, отмечает их вариативность. Определяются особенности творческой манеры Федора Басова в сравнении с исполненными мастером орнаментальными заставками, а также с искусством его братьев Стефана и Гаврилы (по прозвищу Иван). Установлено сходство некоторых элементов Федора Басова с украшениями изданий Анонимной типографии и печатной книги «Апостол» (1564 г.) Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца. Вместе с тем благодаря примененному элементно- структурному методу выявлены авторские компоненты орнаментики в творчестве Федора Басова. Emergence of book printing contributed to the development of ornamental design of ancient Russian books. Mutual influence among icon painters of manuscripts and printed books resulte in creating and further flourishing of the Early-Printed style in which headpieces, decorative initial letters, and marginal ornaments were designed. The article focuses on ornamental decorations placed in the margins of manuscript sheets in the tradition of the Early-Printed style, made by one of the most prominent scribes and icon painters, Fyodor Basov in the late 16th – early 17th centuries. They are primarily images, designed in the form of flowers: in the center, there is an element (a phantasy cone, fruit, vessel, etc.) among the leaves on the stem. The author analyzes their structure and schemes of element combination, places an emphasis on their variability. The features of Fedor Basov’s creative style are identified based on comparison with the ornamental headpieces performed by the master, as well as with the art of his brothers Stephan and Gavrila (known as Ivan). Some elements by Fyodor Basov have been found to be similar both to ornaments of editions issued by Anonymous Printing House, and by the printed book The Apostle (1564) decorated by Ivan Fyodorov and Pyotr Mstislavets. Meanwhile, the elemental-and-structural method helped to identify authorial components of ornamentation in the work of Feodor Basov.
Описание:
Шерстобитова Екатерина Сергеевна – младший научный сотрудник НОЦ «Актуальные проблемы истории и теории культуры» кафедры теологии, культуры и искусства, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), e-mail: еkaterina.sherstobitowa@yandex.ru. ORCID 0000-0003-4961-8891
Ekaterina S. Sherstobitova – Junior Researcher in Research Center «Current Problems of History and Theory of Culture», Department of Theology, Culture and Art, South Ural State University (Chelyabinsk), e-mail: еkaterina.sherstobitowa@yandex.ru