Аннотации:
В статье проанализировано освещение двух трагических событий Великой Отечественной войны: разгрома Крымского фронта (май 1942 г.) и захвата немецко-фашистскими войсками Севастополя (июнь–июль 1942 г.) в эго-документах (дневниках, письмах, текстах публичных речей, личных записях) Ф. С. Октябрьского (1899–1969), который в то время являлся вице-адмиралом, командующим Черноморским Военно-морским флотом. Проанализировав материалы 1942–1969 гг., автор статьи приходит к выводу, что присутствует типичный для источников личного происхождения субъективизм, стремление авторов эго-документов представить себя в позитивном свете, а стремление возложить ответственность за поражения и провалы на не зависящие от его воли факторы или других лиц усиливается по мере перехода от коммуникативной памяти к культурной памяти. Именно случай Ф. С. Октябрьского является ярким примером активного стремления влиять на содержание мемориального нарратива (опубликованных мемуаров, официальных документов, энциклопедических статей и публикаций в периодических изданиях), декларируемого как «битва за правду» и перерастающего в «войны памяти» с другими участниками событий, исследователями и представителями творческих профессий, становившихся «конструкторами» культурной памяти. The article analyzes the coverage of two tragic events of the Great Patriotic War: the defeat of the Crimean Front (May 1942) and the capture of Sevastopol by Nazi troops (June–July 1942) in ego documents (diaries, letters, texts of public speeches, personal records) of F. S. Oktyabrsky (1899–1969), who was the vice admiral, commander of the Black Sea Navy Fleet at that time. Having analyzed the materials of 1942–1969, the author concludes that subjectivity typical for sources of personal origin, the author’s desire to present himself positively, the trend to shift the responsibility for defeats and failures to factors independent of his will or to other persons, increases
as he moves from communicative memory to cultural memory. The case of F. S. Oktyabrsky is a vivid example of the active desire to influence the content of the memorial narrative (published memoirs, official documents, encyclopedic articles and publications in periodicals), declared as a «battle for truth» which turns into «wars of memory» with other event participants, researchers and representatives of creative professions who become «designers» of cultural memory.
Описание:
Попов Алексей Дмитриевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского (Симферополь), e-mail: popalex79@mail.ru. ьORCID 0000-0001-5672-1198
Aleksei D. Popov – Cand. Sc. (History), Associate Professor of the Department of Russian History, Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky (Simferopol), e-mail: popalex79@mail.ru