Аннотации:
Важность и актуальность предпринимаемого исследования автором определяется отсутствием специальных трудов, посвященных композиторским поискам русской национально-музыкальной идентичности в раскрытии художественного образа Ивана Грозного и его эпохи. Специфика исторического пути России, во многом заданная царем Иваном, обостряет внимание к проблеме поиска национальной самобытности в искусстве через призму его художественного образа. В качестве исходных репрезентативных источников исследования определяются авторские музыкально-гимнографические «творения» самого царя Ивана. Важнейшими ис-
точниками для решения проблемы являются произведения выдающихся отечественных композитов XIX—XX вв. А. Рубинштейна, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Прокофьева, Р. Щедрина, С. Слонимского и др. Музыкальное воплощение ими идеи национальной культурной идентичности в образе Ивана Грозного предлагается рассмотреть с учетом корреляции с фундаментальными основами древнерусской музыкально-письменной культуры и фольклора, с
принципами отечественной классической школы, с отражением западноевропейской традиции в рамках их авторского стиля. The author determines the relevance of the study by the absence of special works dedicated to the composers’ searches of Russian national musical identity in the disclosure of the artistic image
of Ivan the Terrible and his era. Specificity of the historical path of Russia, largely predetermined by Tsar Ivan, intensifies attention to the problem of finding a national identity in art through his artistic image. The hymnographic musical works of the Tsar Ivan’s authorship are allocated as representational sources of study. The most important sources for solving the problem are also the works of outstanding composers of the 19th-21th centuries A. Rubinstein, P. Tchaikovsky, N. Rimsky-Korsakov, S. Prokofiev,
R. Shchedrin, S. Slonimsky et al. The author proposes to consider the musical embodiment of the idea of the national cultural identity in the image of Ivan the Terrible, taking into account the correlation with the fundamental foundations of the Old Russian musical written culture and folklore, with the principles of the Russian national classical school of music, with the reflection of the Western European achievements within the framework of author’s style of each of composers.
Описание:
Парфентьева Наталья Владимировна, профессор кафедры теологии, культуры и искусства, Южно-Уральский государственный университет, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. E-mail: parfentevnp@susu.ac.ru
N. V. Parfentieva, parfentevnp@susu.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation