Abstract:
Двухфазный сплав на магний-литиевой основе МА21 широко используется
в изделиях авиакосмической техники, но за время эксплуатации происходит
изменение его механических свойств и, в частности, предела текучести,
которое было экспериментально исследовано за период 19 лет выдержки.
Поскольку сплав не был нагартован, то основными процессами, приводящими
к снижению предела текучести, являлась коалесценция частиц MgLi2AL в бетта-фазе и прерывистый распад в альфа-фазе. На основе дислокационной теории упрочнения и кинетической теории фазовых превращений были получены общие формулы для изменения предела текучести. Неизвестные параметры были подобраны на основе принципа наилучшего согласия экспериментальных и теоретических кривых. Было показано, что через 14-16 лет выдержки прочность сплава достигает максимума, после чего начинается её снижение. Интересно, что после 16 лет выдержки изменяется соотношение ...: предел текучести при растяжении становится большим, чем при сжатии.