Аннотации:
Aim. The article deals with justifying creative trainings for football players. Materials and
methods. The article is based on the study and logical analysis of psychological, pedagogical and methodical literature; synthesis of the advanced experience in the theory and practice of team sports training; synthesis of concepts and theoretical points. Results. The peculiarity of competitions in sports games is that the player should know what exactly is to be done in a given situation and be able to perform necessary actions in compliance with the targets. The efficiency of actions during the game is determined by the level of mental preparedness and special knowledge. Motor coordination only implements the action plan. This indicates the need to enhance the role of creative training in the structure of sports preparation. The intellectual component of training activities consists of the interaction between motor and mental abilities, the development
of decision-making skills based on a systematic analysis of game situations, information processing, motor planning. Creative training is aimed at the development of mental abilities (perception, analysis, synthesis, decision-making). This implies such a pedagogical activity, which improves player’s mental abilities and provides the player with knowledge about actions in a given situation. Conclusion. Modern methods of football training should be developed with the focus on its intellectual component. Creativity is aimed at preparing an athlete to achieve an advantage in a game situation based on the most effective application of physical abilities and theoretical provisions.Цель. Обоснование целесообразности и направленности креативного обучения в под готовке футболистов. Материал и методы. Изучение и логико-содержательный анализ
психолого-педагогической и методической литературы; обобщение передового опыта тео рии и практики по подготовке спортсменов в игровых видах спорта; синтез понятий и теоретических положений. Результаты. Особенность соревновательной деятельности в спортивных играх заключается в том, что игрок должен знать, что конкретно он должен делать в той или иной игровой ситуации, уметь это реализовать в соответствии с целевыми установками. Эффективность действий во время игры определяется уровнем сформированности мыслительных процессов и наличием специальных знаний. Двигательные координации лишь реализуют сформированный план действий. Это указывает на необходимость
повышения роли креативного обучения в структуре спортивной подготовки футболиста. Интеллектуализация учебно-тренировочной деятельности заключается во взаимодействии двигательных и мыслительных способностей, развития умений принимать правильные решения на основе систематического обзора игровой ситуации, обработки информации, проектирования двигательной деятельности. Методы креативного обучения направлены на развитие мыслительных процессов (восприятие, анализ, синтез, принятие решений). Реализация данных установок на практике означает такую педагогическую деятельность, которая обеспечивает предоставление игроку знаний об операции в конкретных игровых ситуациях, развитие его мышления. Заключение. Современная методика подготовки футболистов должна развиваться по пути ее интеллектуализации. Креативность в методике обучения призвана подготовить спортсмена к достижению преимущества в игровой ситуации на основе наиболее эффективной реализации физических возможностей и технической основы действий.
Описание:
Дуда Генрик, доктор наук о физической культуре, профессор, заведующий кафедрой спортивных и рекреационных игр, Академия физического воспитания имени Бронислава Чеха. Республика Польша, 1-571, г. Краков, Аллея Яна Павла II, 78. E-mail: henryk.duda@awf.krakow.pl, ORCID: 0000-0002-0131-5456.
Храмов Виталий Владимирович, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивных дисциплин, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. Республика Беларусь, 230023, г. Гродно, ул. Ожешко, 22. E-mail: khramov@grsu.by, ORCID: 0000-0001-5727-7877.
H. Duda1, henryk.duda@awf.krakow.pl, ORCID: 0000-0002-0131-5456,
V.V. Khramov2, khramov@grsu.by, ORCID: 0000-0001-5727-7877
1University of Physical Education, Krakow, Poland,
2State University of Grodno, Grodno, Belarus