Аннотации:
Цель. Фрагментарность исследования психофизиологических аспектов обучающихся
подросткового возраста с дисфункцией локомоторного аппарата определила необходимость
исследовать закономерности функционирования психофизиологических и нейровегетативных процессов у подростков с нарушениями осанки с учетом половой принадлежности.
Организация и методы. Исследование психофизиологических показателей, вегетативной
регуляции ритма сердца проводилось у обучающихся (n = 368, 12–14 лет) образовательных организаций г. Челябинска, дифференцированных по половому признаку. Основная
группа – школьники с признаками нарушения осанки; контрольную группу составили
обучающиеся 1–2 группы здоровья. Диагностика психофизиологических особенностей
обучающихся включала исследование динамики нервных процессов центральной нервной
системы при помощи аппаратно-программного комплекса «НС-Психо-Тест», качество регуляторных функций нейровегетативного обеспечения оценивали, используя аппаратно-
программный комплекс «Поли-Спектр-Ритм» («НейроСофт», РФ). Результаты. Полученные результаты психофизиологического тестирования подростков с дисфункцией осанки
раскрывают мобилизационно-компенсаторный механизм сенсомоторной интеграции,
обеспечивающей высокую регуляцию и результативность локомоторного акта, при сниженной нейрональной реактивности и слабости нервной системы. Результаты факторного
анализа интегральных показателей динамики нервных процессов центральной нервной
системы, нейровегетативной регуляции ритма сердца и параметров вегетативных систем
жизнеобеспечения обследованных позволили выявить два варианта обеспечения реактивности организма. «Психосоматический» вариант реактивности проявляется у подростков
без выраженных признаков нарушений локомоторного аппарата; «соматоформный» вариант – у обучающихся детей подросткового возраста обоего пола с дисфункцией костномышечной системы. Заключение. Неуклонный рост патологии в системе локомоторного
аппарата современных школьников обусловливает необходимость интегративной оценки
здоровья обучающихся с нарушениями костно-мышечной системы. Обследованные подростки с признаками дисфункции осанки проявляют соматоформные реакции, являющиеся
проявлением напряжения адаптационных механизмов нейровегетативной регуляции организма и обеспечивающие относительную устойчивость нейродинамических процессов
и совершенную регуляцию движений и статических мышечных усилий по сравнению с
группой контроля. У подростков контрольной группы когнитивная деятельность преимущественно обусловлена нервной перенастройкой системных реакций. Aim. The fragmentary character of research on the psychophysiological aspects of
the adaptation of adolescents with dysfunction of the locomotor system determines the necessity
to investigate the patterns of the functioning of psycho-physiological and neurovegetative
processes in adolescents with impaired posture depending on gender. Materials and Methods.
We conducted the study of psychophysiological indicators and heart rhythm vegetative
regulation among pupils (n = 368, aged 12–14) of different gender from educational institutions
in Chelyabinsk. The main group consisted of children with the signs of impaired posture.
The control group consisted of pupils belonging to 1st or 2nd health group. The diagnostics of
psychophysiological characteristics of pupils comprised the study of the dynamics of nervous
processes in the central nervous system using “NS-PsychoTest” computer appliance. The quality
of the regulatory functions of neurovegetative provision was assessed with the help of “Polispectr-
Rhythm” computer appliance (NeuroSoft, Russia). Results. The results of the psychophysiological
testing of adolescents with postural dysfunction reveal the mobilization-compensatory
mechanism of sensorimotor integration, which provides the high regulation and effectiveness of
the locomotor action with reduced neuronal reactivity and weakness of the nervous system.
The results of the factor analysis of the integral indicators of the dynamics of the nervous
processes in the central nervous system, heart rhythm neurovegetative regulation, and the
parameters of vegetative life support systems in the examined pupils revealed two options for
the ensuring of body reactivity. The “Psychosomatic” variant of reactivity is manifested in
adolescents without the pronounced symptoms of disturbances in the locomotor system;
the “Somatoform” option is revealed in adolescents of both sexes with dysfunction of the locomotor
system. Conclusion. The steady growth of pathology in the locomotor system of modern pupils
determines the necessity of an integrative assessment of the health of students with disorders of
the locomotor system. The adolescents with the signs of postural dysfunction show somatoform
reactions being the manifestation of tension in the adaptation mechanisms of the neurovegetative
regulation and providing the relative stability of neurodynamic processes and perfect movement
and static muscular effort regulation in comparison with the control group. In adolescents from
the control group, cognitive activity is mainly determined by the nervous retuning of systemic
reactions.
Описание:
Белоусова Наталья Анатольевна, заведующий кафедрой математики, естествознания и методик обучения математике и естествознанию, доктор биологических наук, доцент, Южно-
Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. 454080, г. Челябинск,
проспект Ленина, 69. E-mail: belousova@cspu.ru, ORCID: 0000-0001-9873-320х.
Мальцев Виктор Петрович, доцент кафедры математики, естествознания и методик обучения математике и естествознанию, кандидат биологических наук, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 69.
E-mail: maltsevvp@cspu.ru, ORCID: 0000-0002-2453-6585.
Матушак Алла Федоровна, профессор кафедры иностранных языков, доктор педагогических
наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.
454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 69. Щецинская высшая школа Коллегиум Балтикум, Республика Польша. Мешка I, 61C, г. Щецин, Республика Польша, 71-011. E-mail: lilac0@yandex.ru,
ORCID: 0000-0003-0514-0443.
Солдатова Елена Леонидовна, декан факультета психологии, заведующий кафедрой психологии развития и возрастного консультирования, доктор психологических наук, профессор,
Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76.
E-mail: elena.l.soldatova@gmail.com, ORCID: 0000-0002-1545-6145.
Горелова Галина Газимовна, старший научный сотрудник, доктор психологических наук,
профессор, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76. E-mail: gal.gorelowa2015@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-3842-7352. N.A. Belousova1, belousova@cspu.ru, ORCID: 0000-0001-9873-320х,
V.P. Maltsev1, maltsevvp@cspu.ru, ORCID: 0000-0002-2453-6585,
A.F. Matuszak1,2, lilac0@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-0514-0443,
E.L. Soldatova3, elena.l.soldatova@gmail.com, ORCID: 0000-0002-1545-6145,
G.G. Gorelova3, gal.gorelowa2015@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-3842-7352
1South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation,
2Stettin Higher School Collegium Balticum, Stettin, Poland,
3South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation