Репозиторий Dspace

Взаимосвязь представлений о себе с карьерными ориентациями будущих педагогов

Показать сокращенную информацию

dc.contributor.author Сайко, Я.В.
dc.contributor.author Saiko, Ya.V.
dc.date.accessioned 2021-10-27T09:51:49Z
dc.date.available 2021-10-27T09:51:49Z
dc.date.issued 2019
dc.identifier.citation Сайко, Я.В. Взаимосвязь представлений о себе с карьерными ориентациями будущих педагогов / Я.В. Сайко // Психология. Психофизиология. - 2019. - Т. 12, № 4. - С. 55-62. DOI: 10.14529/jpps190406 Saiko Ya.V. Relationship Between Self-Perceptions and Career Orientations of Future Teachers. Psychology. Psychophysiology. 2019, vol. 12, no. 4, pp. 55-62. (in Russ.). DOI: 10.14529/jpps190406 ru_RU
dc.identifier.issn 2686-729X
dc.identifier.uri http://dspace.susu.ru/xmlui/handle/0001.74/41017
dc.description Сайко Яна Витальевна, преподаватель кафедры биологии, Южно-Уральский государственный медицинский университет (Челябинск), saikojav@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4472-5508 Ya.V. Saiko, saikojav@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4472-5508 South Ural State Medical University, Chelyabinsk, Russian Federation ru_RU
dc.description.abstract Обоснование. Представления о себе и карьерные ориентации определяют становление и развитие будущего педагога в ходе карьерного продвижения и профессиональной социализации. На протяжении периода обучения в вузе происходит формирование и развитие карьерных ориентаций, а также изменяются представления о себе у будущих педагогов, они становятся всё более устойчивыми и конкретными. От уверенности в себе и полноты представлений о своих карьерных ориентациях во многом зависит эффективность планирования карьеры педагогического работника, его удовлетворенность профессиональной деятельностью, поступательность профессионально-личностного развития. Цель исследования: выявить взаимосвязи между представлениями о себе и карьерными ориентациями будущих педагогов. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 162 студента Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета в возрасте от 17 до 24 лет. Основу исследования составили методики: «Якоря карьеры» (Э. Шейн), определяющие карьерные ориентации личности; смысложизненные ориентации (Д.А. Леонтьев), позволяющие оценить степень убеждённости испытуемого в способности контролировать собственную жизнь и управлять ею. Для определения взаимосвязи между двумя переменными применялся коэффициент корреляции Пирсона с использованием пакета статистических программ SPSS Statistics v. 22. Результаты. Установлено, что между представлениями о себе и карьерными ориентациями имеются значимые связи. Выявлены зависимости между двумя карьерными ориентациями («служение», «вызов») с представлениями о себе («Я - хозяин жизни», «Я - управляю жизнью»), характеризующиеся способностью оказывать влияние на жизнь педагога. Определены доминирующие («стабильность работы», «служение» и «интеграция стилей жизни») и слабо выраженные («стабильность места жительства») карьерные ориентации будущих педагогов. Показано, что у будущих педагогов выражено желание формировать себя как специалиста, передавать своим ученикам накопленный опыт, знания, воплощать в работе свои общечеловеческие, духовно-нравственные ценности и идеи. Студенты убеждены, что смогут принимать правильные решения и справляться с любыми профессиональными трудностями. Заключение. Представления о себе в значительной степени обусловливают постановку целей и ценности будущего педагога в сфере образовательной деятельности, детерминируя смысловую сторону карьерных ориентаций, а степень осмысления ведущих карьерных ориентаций влияет на личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения, на их представления о себе. Получая образование, будущие педагоги стремятся к саморазвитию и самореализации в рамках «горизонтальной карьеры» и проявляют ориентацию на служение людям и обществу, что подтверждает необходимость поддерживать и развивать аутопсихологическую компетентность будущих педагогов в образовательном процессе педагогического вуза. Self-image and career orientations determine the formation and development of the future teacher as part of career advancement and professional socialization. During university studies there is a formation and development of career orientations, as well as a change of selfperception in future teachers. By understanding the prospects for career advancement and comparing them with educational opportunities and abilities, the future teacher can successfully direct self-development at achieving career goals. The effectiveness of career planning of a teacher depends largely on his/her self-confidence and ideas about career orientations, his/her satisfaction with professional activity, the consistency of professional and personal development. Aim. The purpose of the article is to identify the relationship between self-image and career orientations of future teachers. Materials and methods. The study involved 162 students of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University aged from 17 to 24 years. The study was based on two methods: “Career Anchors” (E. Shane), which determine the career orientations of a person; life-orientation (D.A. Leontiev), allowing to assess the degree of conviction of the subject in the ability to control his/her own life. To determine the relationship between the two variables, the Pearson correlation coefficient was used with SPSS Statistics v. 22. Results: an empirical study conducted on a sample of future teachers (n = 162) showed that there were significant correlations between self-perception and career orientations. Dependencies between two career orientations (“service”, “challenge”) with self-image (“The master of life”, “I control my life”), characterized by the ability to influence the life of the teacher, were revealed. The dominant (“work stability”, “service” and “integration of lifestyles”) and weakly expressed (“residence stability”) career orientations of future teachers were determined. It is shown that future teachers expressed a desire to shape themselves as a specialist, to transfer their experience and knowledge to their students, to embody their universal human, spiritual and moral values and ideas in their work. Students were convinced that they would be able to make the right decisions and cope with any professional difficulties. Conclusion. The results allow us to conclude that there are significant correlations between self-perceptions and career orientations in future teachers. Self-image largely determines the goals and values of the future teacher in the field of educational activities. Self-perception determines the semantic side of career orientations, while the degree of understanding of the leading career orientations affects the personal and professional development of students during training, as well as their ideas about themselves. By receiving education, future teachers strive for self-development and self-realization in the framework of “horizontal career” and clearly demonstrate their willingness to serve people and society, which confirms the need to support and develop the autopsychological competence of future teachers. ru_RU
dc.language.iso other ru_RU
dc.publisher Издательский центр ЮУрГУ ru_RU
dc.relation.ispartof Психология. Психофизиология ru_RU
dc.relation.ispartof Psychology. Psychophysiology en
dc.relation.ispartofseries Психология. Психофизиология;Т. 12
dc.relation.ispartofseries Psychology. Psychophysiology;Т. 12
dc.subject УДК 159.962.7:378 ru_RU
dc.subject карьерные ориентации ru_RU
dc.subject представления о себе ru_RU
dc.subject аутопсихологическая компетентность ru_RU
dc.subject карьерные якоря ru_RU
dc.subject профессиональное самосознание ru_RU
dc.subject профессиональное самопознание ru_RU
dc.subject career orientations ru_RU
dc.subject self-image ru_RU
dc.subject autopsychological competence ru_RU
dc.subject career anchors ru_RU
dc.subject professional self-awareness ru_RU
dc.subject professional self-knowledge ru_RU
dc.title Взаимосвязь представлений о себе с карьерными ориентациями будущих педагогов ru_RU
dc.title.alternative Relationship Between Self-Perceptions and Career Orientations of Future Teachers ru_RU
dc.type Article ru_RU
dc.identifier.doi DOI: 10.14529/jpps190406


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в DSpace


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись