Аннотации:
Цель. Проанализировать и обосновать эффективность использования интерактивных средств обучения на примере мультимедийных презентаций по имеющимся заболеваниям студентами специальных медицинских групп (СМГ) как одного из основных факторов в формировании у них потребности самостоятельной физкультурной активности. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 392 студента СМГ. Исследования проходили в три этапа: первый этап - анкетный опрос на предмет отношения студентов СМГ к имеющимся заболеваниям; второй этап - оценка уровня интегральной потребности в ценностях физической культуры; третий этап - апробирование в образовательном процессе по физическому воспитанию интерактивных средств в форме мультимедийных презентаций. Результаты. 55,07 % опрошенных студентов СМГ не имеют полного представления об имеющемся заболевании. 83,01 % студентов СМГ не имеют достаточных знаний о протекании и исходе своего заболевания. У 66,47 % студентов СМГ отсутствует понимание того, к чему может привести бездействие в сложившейся ситуации со здоровьем и пассивный образ жизни. Интегральная потребность в ценностях физической культуры у опрошенных студентов СМГ находится в диапазоне от «сослагательной» (11-20 баллов) до «случайной» (41-50 баллов), а это самые низкие её уровни. Определено, что базовым и эффективным средством интерактивных подходов в формировании потребности самостоятельной физкультурной активности у студентов СМГ будут являться мультимедийные презентации на тему «Мой диагноз: прошлое, настоящее, будущее». Заключение. Целенаправленное использование интерактивных подходов в физическом воспитании студентов в форме мультимедийных презентаций, содержащих теоретические сведения (в текстовом, аудио-, фото- и видеоформатах) о своих диагнозах (заболеваниях), могут стать эффективными подходами и средствами формирования потребности в самостоятельной физкультурной активности у студентов СМГ, что в свою очередь позволит повысить уровень их здоровья и жизненный потенциал. Aim. The article deals with analyzing and justifying the use of interactive tools for making presentations about diseases of students from special medical groups (SMG) as one of the main factors in forming their need for independent physical activity. Materials and methods. 392 students from special medical groups participated in the study. The study consisted of three stages: the first stage included a survey about students’ attitude to their diseases; the second stage was an assessment of their integral need for physical education; the third stage comprised the implementation of interactive tools in the form of presentations for PE classes. Results. 55.07% of students from special medical groups do not have a complete grasp of their diseases. 83.01% of students from such groups do not know about their current disease status and its potential consequences. 66.47% of students do not understand the possible results of their inactivity and sedentary lifestyle. The integral need for physical education in students from special medical groups is in the range from ‘potential’ (11-20 points) to ‘occasional’ (41-50 points) being the lowest values for this parameter. It was established that the multimedia presentation ‘My diagnosis: its past, present, and future’ was a basic and effective interactive tool in forming the need for independent physical activities in students. Conclusion. The use of interactive approaches in physical education based on multimedia presentations with theory (text, audio, photo, and video content) about students’ diseases can be an effective method and a tool for forming the need for independent physical activities in students from special medical groups. This will allow to improve students’ health and life potential.
Описание:
Толистинов Богдан Генодиевич, преподаватель, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. 656038, г. Барнаул, пр. Ленина, 46. E-mail: deadhunter-best@ yandex.ru, ORCID: 0000-0002-8514-6433.
Шеенко Евгений Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. 656038, г. Барнаул, пр. Ленина, 46. E-mail: sheenk@rambler.ru, ORCID: 0000-0003-0590-8782.
B.G. Tolistinov, deadhunter-best@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-8514-6433,
E.I. Sheenko, sheenk@rambler.ru, ORCID: 0000-0003-0590-8782
Altai State Technical University named after I.I. Polzunov, Barnaul, Russian Federation