Аннотации:
Обоснование. Современная наука испытывает необходимость в обосновании замещающей семьи как психолого-педагогического феномена. Одной из причин возникновения такого научного интереса можно назвать политику деинституционализации – государственную политику развития семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, акцентирующую внимание на личности потенциальных родителей, ценности материнства, отцовства и детства. Цель: выявление структурнофункциональных особенностей замещающей семьи и типичных сложностей, возникающих у
нее в процессе взаимодействия с приемным ребенком. Материалы и методы. 1. В исследовании приняло участие 100 родителей, взявших на воспитание детей и участвующих в мониторинговом сопровождении замещающих семей со стороны специалистов социальных служб, которые имеют высшее образование, состоят в браке, средний возраст – 40 лет, имеют не более двух кровных детей; у приемных детей имеются кровные родственники; исследование проводилось в течение года. 2. Использовалось сочинение «Я – родитель».
3. Применялись методы математической статистики с использованием пакета прикладных программ Statistica 6.0 for Windows для обработки данных контент-анализа текста.
Результаты. Обозначены структурно-функциональные особенности замещающей семьи: открытые внешние границы, открытое циркулирование информации, отсутствие полярности в характеристике внутрисемейных эмоциональных связей, большое количество специфических (ненормативных) задач, требующих разрешения в родительской системе, необходимость заботы о ребенке без обоюдно сложившейся привязанности, комплекс вины у родителей из-за неудовлетворенности результатами своей воспитательной деятельности,
организация контакта ребенка с кровными родственниками, появление сиблинговой подсистемы; выявлен ряд типичных сложностей в процессе функционирования замещающих семей. Заключение. Исходя из степени выраженности типичных сложностей в выборке респондентов, авторам удалось зафиксировать факты, которые препятствуют эффективному функционированию замещающей семьи как воспитательного института. Background. Modern science needs to define the substitute family as a psychological and pedagogical phenomenon. One of the reasons for this scientific interest is the policy of deinstitutionalization – the state policy for the development of family forms of life for orphans and children left without parental care that focuses on potential parents, the values of motherhood, fatherhood and childhood. Aim. The article aims to identify the structural and functional features of the substitute family and typical difficulties that arise when communicating with a foster child. Materials and methods: 1) the study involved 100 parents participating in the monitoring support of the substitute family. All parents have higher education, are married, have the
average age of 40 years, have no more than two own children, adopted children have own relatives; the study was conducted during a year; 2) the essay “I am a parent” was used; 3) methods of mathematical statistics were used, namely the Statistica 6.0 for Windows for processing the data obtained as a result of text content analysis. Results. The structural and functional features of the substitute family are indicated: open external borders, open circulation of information, lack of polarity in the characteristic of intrafamily emotional ties, a large number of specific (non-normative) tasks that require to be solved in the parent system, the need to take care of the child without mutual relationship, the parents' guilt due to dissatisfaction with the results of their educational activities, the establishment of communication between the child and his/her own relatives, the appearance of a sibling subsystem; a number of typical difficulties in substitute families are identified. Conclusion: based on the severity of typical difficulties in the sample of respondents, the authors reflected paradoxical facts in the functioning of the substitute family.
Описание:
Галагузова Юлия Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург), yung.ektb@mail.ru; ORCID: 0000-0002-0358-3956
Мазурчук Нина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург), Mazurchuk-nina@rambler.ru
Yu.N. Galaguzova, yung.ektb@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0358-3956
N.I. Mazurchuk, Mazurchuk-nina@rambler.ru
Ural State Pedagogic University, Ekaterinburg, Russian Federation