DSpace - Digital Repository Unimib

Влияние разных объѐмов компьютерной нагрузки на латентные периоды простой сенсомоторной реакции у младших школьников

Mostra i principali dati dell'item

dc.contributor.author Панкова, Н.Б.
dc.contributor.author Лебедева, М.А.
dc.contributor.author Носкин, Л.А.
dc.contributor.author Хлебникова, Н.Н.
dc.contributor.author Карганов, М.Ю.
dc.contributor.author Pankova, N.B.
dc.contributor.author Lebedeva, M.A.
dc.contributor.author Noskin, L.A.
dc.contributor.author Khlebnikova, N.N.
dc.contributor.author Karganov, M.Yu.
dc.date.accessioned 2022-08-16T09:44:14Z
dc.date.available 2022-08-16T09:44:14Z
dc.date.issued 2020
dc.identifier.citation Влияние разных объѐмов компьютерной нагрузки на латентные периоды простой сенсомоторной реакции у младших школьников / Н.Б. Панкова, М.А. Лебедева, Л.А. Носкин и др. // Психология. Психофизиология. – 2020. – Т. 13, № 2. – С. 112–122. DOI: 10.14529/jpps200210 Pankova N.B., Lebedeva M.A., Noskin L.A., Khlebnikova N.N., Karganov M.Yu. The Effect of Different Volumes of Computer Load on the Latent Periods of a Simple Sensorimotor Reaction in Primary Schoolchildren. Psychology. Psychophysiology. 2020, vol. 13, no. 2, pp. 112–122. (in Russ.). DOI: 10.14529/jpps200210 ru_RU
dc.identifier.issn 2686-729X
dc.identifier.uri http://dspace.susu.ru/xmlui/handle/0001.74/44755
dc.description Панкова Наталия Борисовна, доктор биологических наук, доцент, главный научный сотрудник лаборатории физико-химической и экологической патофизиологии, Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии (Москва), nbpankova@gmail.com, ORCID 0000-0002-3582-817X Лебедева Марина Андреевна, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории физико-химической и экологической патофизиологии, Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии (Москва), ma_lebedeva@mail.ru, ORCID 0000-0002-4601-8762 Носкин Леонид Алексеевич, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией медицинской биофизики, Петербургский институт ядерной физики имени Б.П. Константинова (Санкт-Петербург), lanoskin42@mail.ru, ORCID 0000-0001-6162-8246 Хлебникова Надежда Николаевна, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории общей патологии нервной системы, Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии (Москва), nanikh@yandex.ru, ORCID 0000-0002-0245-305X Карганов Михаил Юрьевич, доктор биологических наук, заведующий лабораторией физико-химической и экологической патофизиологии, Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии (Москва), mkarganov@mail.ru, ORCID 0000-0002-5862-8090 N.B. Pankova1, nbpankova@gmail.com, ORCID 0000-0002-3582-817X M.A. Lebedeva1, ma_lebedeva@mail.ru, ORCID 0000-0002-4601-8762 L.A. Noskin2, lanoskin42@mail.ru, ORCID 0000-0001-6162-8246 N.N. Khlebnikova1, nanikh@yandex.ru, ORCID 0000-0002-0245-305X M.Yu. Karganov1, mkarganov@mail.ru, ORCID 0000-0002-5862-8090 1 Research Institute of General Pathology and Pathophysiology, Moscow, Russian Federation 2 B.P. Konstantinov Petersburg Institute of Nuclear Physics, St. Petersburg, Russian Federation ru_RU
dc.description.abstract Обоснование. Цифровизация образовательной среды актуализирует мониторинговые исследования по оценке влияния компьютерных технологий на функциональное состояние организма детей – на когнитивные возможности и их соматическое обеспечение («цену адаптации»). Цель. Изучение влияния уровня компьютерной нагрузки на показатели сенсомоторной реактивности у учащихся начальной школы. Материалы и методы. Проанализированы данные, полученные в школах Москвы в 2006-2011 гг. Обследования проводили дважды в год (октябрь, март – апрель) в 66 различных образовательных организациях. Всего в исследование включены данные по 4205 учащихся 1–4-х классов. Для оценки латентных периодов простых сенсомоторных реакций на световой и звуковой стимулы, а также их соотношений использовали приборный комплекс «компьютерный измеритель движений» (КИД, или УПДМ-1). Результаты. Обнаружено, что существует корреляционная связь между латентными периодами (как светового стимула, так и звукового) и общим (урочным и внешкольным) уровнем компьютерной нагрузки. Она различна у девочек и мальчиков, различна в разные сезоны и различна (противоположна) для латентных периодов обоих видов стимула. Выявлено, что сверхнормативные компьютерные нагрузки (превышающие требования СанПиН в 3 и более раз) усиливают сезонную вариабельность латентного периода светового стимула в виде возрастания данного показателя в весенних тестированиях, в большей степени – у девочек в 3–4-м классах. Однако под влиянием высоких компьютерных нагрузок изменяется и соотношение латентных периодов – формируется сезонная вариабельность в виде снижения данного показателя в весенних тестированиях, в большей степени – у мальчиков в 3–4-м классах. Заключение. Полученные данные свидетельствуют о неоднозначности влияния высоких компьютерных нагрузок на сенсомоторную реактивность. С одной стороны, это явные признаки развития у детей за учебный год утомления, что требует компенсации методами здоровьесберегающего обра- зования. С другой – формирование за учебный год нового навыка, который желательно распространить и на летний период. Background. The digitalization of education makes relevant monitoring studies for assessing the impact of computer technologies on the functional status of children, their cognitive capabilities and somatic support (“adaptation cost”). Aim. The paper aims to study the impact of different computer load on sensorimotor reactivity in primary schoolchildren. Materials and methods. The data obtained in Moscow schools in 2006-2011 were analyzed. Surveys were carried out twice a year (October, March-April) in 66 different educational organizations. In total, the study included data on 4205 first-fourth year schoolchildren. To evaluate the reaction time (RT) of simple sensorimotor reactions to light (L) and acoustic (A) stimuli, the computer movement meter equipment (CMM, INTOX, St. Petersburg, Russia) was used. Also, the RTA / RTL ratio was used for analysis. Results. There is a correlation between RT (both RTL and RTA) and the general (lesson-related and extracurricular) volume of computer load. It was different depending on gender and the season, and was opposite for RTL and RTA. It was established that excessive computer load (exceeding hygienic standard requirements by 3 or more times) increased the seasonal variability of RTL in spring testing, principally in the third and fourth-year girls. However, under the influence of high computer loads, the RTA / RTL ratio also changes – seasonal variability is formed as a decrease of this indicator in spring testing, principally in the third and fourthyear boys. Conclusion. The data obtained indicate the ambiguity of the effect of high computer loads on sensorimotor reactivity. On the one hand, there are symptoms of fatigue in children during the academic year, which requires compensation through health promotion education. On the other hand, there is a formation of a new skill during the academic year. This period of skill formation is recommended for extension through the summer period. ru_RU
dc.language.iso other ru_RU
dc.publisher Издательский центр ЮУрГУ ru_RU
dc.relation.ispartof Психология. Психофизиология ru_RU
dc.relation.ispartof Psychology. Psychophysiology en
dc.relation.ispartofseries Психология. Психофизиология;Т. 13
dc.subject УДК 612.829.34 ru_RU
dc.subject латентные периоды сенсомоторной реакции ru_RU
dc.subject световые стимулы ru_RU
dc.subject звуковые стимулы ru_RU
dc.subject сезонная вариабельность ru_RU
dc.subject учащиеся начальных классов ru_RU
dc.subject компьютерная нагрузка ru_RU
dc.subject гигиенические нормативы ru_RU
dc.subject reaction time ru_RU
dc.subject acoustic stimuli ru_RU
dc.subject visual stimuli ru_RU
dc.subject seasonal variability ru_RU
dc.subject primary schoolchildren ru_RU
dc.subject computer load ru_RU
dc.subject hygiene standards ru_RU
dc.subject hygiene standards ru_RU
dc.title Влияние разных объѐмов компьютерной нагрузки на латентные периоды простой сенсомоторной реакции у младших школьников ru_RU
dc.title.alternative The Effect of Different Volumes of Computer Load on the Latent Periods of a Simple Sensorimotor Reaction in Primary Schoolchildren ru_RU
dc.type Article ru_RU
dc.identifier.doi DOI: 10.14529/jpps200210


Files in questo item

Questo item appare nelle seguenti collezioni

Mostra i principali dati dell'item

Cerca in DSpace


Ricerca Avanzata

Ricerca

My Account