Аннотации:
Обоснование. Неопределенность рынка расширяет возможности деятельности организаций и формирует необходимость развития системы обучения, отвечающей современным требованиям. Одним из требований к обучению персонала выступает необходимость формирования навыков готовности выбора в ситуации неопределенности. По мнению исследователей, готовность к ситуации неопределенности опосредована разделяемой членами организации социальной идентичностью и ценностями. Особенности социальной идентичности и ценностей, формирующих эффективные стратегии сотрудников в ситуации неопределенности, мало изучены. Целью исследования является определение особенностей
социально-ролевой идентичности и ценностей сотрудников в ситуации обучения персонала. Организация и методы исследования. Выборку исследования составили менеджеры, осуществляющие коммерческую функцию в российских организациях (80 человек), в возрасте от 23 до 45 лет. Особенности социально-ролевой идентичности и ценностей менеджеров исследовались до и после тренинга «Навыки мотивации», выбранного для осуществления эксперимента. Социально-ролевая идентичность исследовалась при помощи методики «РОССТЛ» В.Г. Грязевой-Добшинской; ценности менеджеров исследовались при помощи методики «Рефлексивный выбор» В.А. Петровского. Полученные данные подвергнуты факторному анализу. Результаты. Выявлено изменение социально-ролевой
идентичности и ценностей персонала в ситуации обучения. После экспериментального воздействия менеджеры с идентификацией руководителя стали выбирать работу под руководством и ценности «развитие» и «карьера» в качестве «рабочего» запроса. Менеджеры с неопределенной идентификацией стали выбирать востребованную для организации деятельность и ценности «карьера» и «деньги» в качестве «рабочего» запроса. Менеджеры с отсутствием идентификации к предложенным профессиональным ролям стали выбирать творческую работу и ценность «деньги» в качестве «рабочего» запроса. Заключение. Установлено, что корпоративное обучение способствует изменению выбора профессиональных
ролей и рефлексии в выборе ценностей участниками обучения. Background. Market uncertainty expands the capabilities of organizations and creates the need for the development of a training system that meets modern requirements. One of the requirements for personnel training is the need to develop readiness for choice in situations of uncertainty. According to researchers, the readiness for a situation of uncertainty is mediated by the social identity and values shared by the organization members. Features of social identity and values that form effective personnel strategies in a situation of uncertainty have been insufficiently studied. Aim. This study aims to determine the features of the social and role identity and values of employees in personnel training. Materials and methods. The sample of the study consisted of sales managers (80 people) aged from 23 to 45 years. Features of the social and role identity and values of managers were studied before and after the Motivation Skills program chosen for the experiment. Social and role identity was investigated using the ROSSTL method by
V.G. Griazeva-Dobshinskaya; managers' values were studied using the Reflective choice method by V.A. Petrovsky. The data obtained were subjected to factor analysis. Results. A change in the social and role identity and values of personnel in a learning situation has been revealed. After the experiment, managers identified as leaders began to choose work as subordinates and the values of “development” and “career” as a working requirement. Managers with vague identifications began to choose the activities relevant for the organization and such values as “career” and “money” as a working requirement. Managers without identification began to choose creative work and such values as “money” as a working requirement. Conclusion. It has been established that personnel training contributes to a change in the choice of professional roles and reflection
regarding the values chosen by personnel.
Описание:
Письменюк Екатерина Сергеевна, аспирант, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), pismieniuk@list.ru
Грязева-Добшинская Вера Геннадьевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии и психофизиологии креативности и стрессоустойчивости, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), griazeva-dobshinskaiavg@susu.ru
E.S. Pismenyuk, pismieniuk@list.ru
V.G. Griazeva-Dobshinskaya, griazeva-dobshinskaiavg@susu.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation