Аннотации:
Обоснование. Показатели, характеризующие работу центральной нервной системы
организма подростков, отражают комплексное влияние климато-социальных воздействий и морфофункциональной лабильности, характерной для пубертата. Изучение функционального состояния ЦНС подростков, проживающих в условиях высоких широт, важно с точки зрения формирования региональной нормы функционального состояния организма. Цель. Выявить особенности сенсомоторной интеграции как показателя функционального состояния ЦНС обучающихся 11–14 лет, проживающих в условиях Севера. Материалы и методы. Обследовано 88 школьников г. Сургута (46 мальчиков и 42 девочки) в возрасте 11–12 лет (первая группа, n = 33) и 13–14 лет (вторая группа, n = 55). Психофизиологическое тестирование проведено с помощью аппаратно-программного комплекса «НС-Психотест» («Нейрософт», г. Иваново). Использованы методики: «Простая зрительно-моторная реакция», «Сложная зрительно-моторная реакция», «Реакция выбора». Математико-статистическая обработка данных осуществлялась в программах Microsoft Excel, Statistica 10.0. Результаты. Выявлены межполовые различия в нейродинамических показателях: средние диагностируемые параметры мальчиков обеих групп по сравнению с девочками характерны для более активированной и подвижной ЦНС. Показатели функционального состояния ЦНС мальчиков выше, чем у девочек обеих возрастных групп, при этом сенсомоторные реакции девочек более стабильны. В возрастной динамике отмечено совершенствование сенсомоторной интеграции, обусловленное совершенствованием церебральной обработки сенсорной информации за счет снижения латентного времени сенсомоторных реакций. У мальчиков в возрастном аспекте отмечена тенденция к негативным сдвигам в показателях функционального состояния ЦНС. Заключение. Полученные результаты характеризуют средний уровень активированности и высокий уровень функциональной подвижности нервных процессов у всех обследованных подростков. Показатели среднего уровня функционального состояния ЦНС отражают оптимальные функциональные возможности обследованных подростков, что является основой эффективного уровня психофизиологической адаптации последних к условиям
проживания и образовательной деятельности. Background. The function of the central nervous system in adolescents reflects the complex influence of climatic and social conditions, as well as morphofunctional lability characteristic of puberty. Studying the functional state of the central nervous system in adolescents living at high latitudes is important for forming a region-dependent norm of the functional state of the body.
Aim. The paper aims to reveal the features of sensorimotor integration as an indicator of the functional state of the central nervous system in 11–14-year-old students living in the North. Materials and methods. 88 schoolchildren from Surgut (46 males and 42 females) aged 11–12 years (1 group, n = 33) and 13–14 years (2 group, n = 55) were examined. Psychophysiological testing was carried out with the help of the NS-Psychotest hardware and software (Neurosoft, Ivanovo). The following methods were used: simple visual and motor reaction, complex visual and motor reaction – choice reaction. Mathematical and statistical processing was carried out in Microsoft Excel and Statistica 10.0. Results. Sex-related differences in neurodynamic data were revealed: average parameters of boys of both groups in comparison with girls are characteristic of a more active and mobile central nervous system. The functional state of the central nervous system in males is higher than that of females in both age groups, though, sensorimotor responses of females are more stable. Age-related improvements in sensorimotor integration were noted due
to improved cerebral processing of sensory information by reducing latency time of sensorimotor responses. In males, depending on age, there was a tendency to negative changes in the functional state of the central nervous system. Conclusions. The results obtained describe the average level of activation and a high level of functional mobility of nervous processes in all adolescents. The average level of the functional state of the central nervous system reflects the optimal functional capabilities of the participants, which is the basis for effective psychophysiological adaptation to living conditions and educational activities.
Описание:
Осин Максим Владиславович, старший преподаватель кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности, Сургутский государственный педагогический университет (Сургут), osin90@list.ru, ORCID: 0000–0002–3708–8275
Мальцев Виктор Петрович, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности, Сургутский государственный педагогический университет (Сургут), mal585@mail.ru, ORCID: 0000–0002–2453–6585
Говорухина Алена Анатольевна, доктор биологических наук, доцент, зав. кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности, Сургутский государственный педагогический университет (Сургут), govalena@mail.ru, ORCID: 0000–0002–7466–2918; SPIN–код: 7772–3522
M.V. Osin, osin90@list.ru, ORCID 0000–0002–3708–8275
V.P. Maltsev, mal585@mail.ru, ORCID 0000–0002–2453–6585
A.A. Govorukhina, govalena@mail.ru, ORCID 0000–0002–7466–2918
Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russian Federation