Аннотации:
Целью исследования стало изучение влияния учебных нагрузок на динамику состояния регуляторных систем, показатели адаптации детей младшего школьного возраста г. Москвы. Методы и материалы исследования. В исследовании приняли участие младшие школьники в возрасте 6–11 лет (40 девочек и 41 мальчик) Университетской школы г. Москвы, где реализована биместровая модель организации учебного года. В ходе исследования замерялись росто-весовые показатели детей и состояния регуляторной системы на аппаратно-программном комплексе «Варикард-экспресс». Результаты. Полученные результаты по показателю ПАРС свидетельствуют, что при 1-м обследовании только у 14,8 % де-
тей наблюдается состояние нормы РС, причем число детей в состоянии нормы снижается в два раза (до 7,4 %) в четвертом биместре. Наблюдается увеличение количества школьников, находящихся в области «донозологического состояния» с 64,2 % во втором биместре до 71,6 % в четвертом биместре. Из данных по показателю СИ следует, что под влиянием учебных нагрузок число детей с нормальными показателями СИ снижается на 11,1 % и достигает 50,6 %, а число детей с состоянием «компенсированного дистресса», т. е.начального уровня напряжения регуляторных систем, в четвертом биместре возрастает в
1,4 раза с 19,8 до 28,4 %. Заключение. Скрининг и мониторинг состояния регуляторных систем отражают уровень адаптации младших школьников к учебным нагрузкам, позволяют осуществлять динамический контроль за их изменениями, а также подбирать эффективные дидактические, психолого-педагогические методы и средства для обучающихся с учетом их состояния здоровья. Aim. The paper aims to study the effect of academic load on the dynamics of regulatory systems and adaptation in Moscow primary schoolchildren. Materials and methods. Primary schoolchildren (40 females and 41 males) ages 6–11 from the University School (Moscow) with a five-term academic year took part in this study. During the study, data on children’s weight and height and state of their regulatory systems were obtained by using the Varicardexpress
diagnostic device. Results. The obtained data on the activity of regulatory systems during
the 1st examination showed that only 14.8 % of children had normal functioning of the regulatory system, and the number of these children decreased twice (to 7.4 %) in the fourth term. The number of schoolchildren characterized by the prenosological state increased from 64.2 % in the second term to 71.6% in the fourth term. The number of children with normal values of the stress index decreased by 11.1 % and reached 50.6 %, and the number of children characterized by compensated distress also known as the initial level of stress of regulatory systems increased 1.4 times from 19.8 % to 28.4 % in the fourth term under the influence of academic load. Conclusion. Screening and monitoring of regulatory systems reflect the level of adaptation of primary schoolchildren
to academic load. They also allow to control the dynamics of children’s adaptation and
to select effective didactic, psychological and pedagogical methods and tools taking into account children’s health status.
Описание:
Рябова Ирина Викторовна, кандидат медицинских наук, заведующий лабораторией здоровьесберегающей деятельности в образовании института системных проектов, Московский городской педагогический университет. 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4. E-mail: ryabovai@mgpu.ru, ORCID: 0000-0001-7669-2064.
Филиппова Светлана Николаевна, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры оздоровительной и адаптивной физической культуры, Московский государственный областной университет. 141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24. E-mail: svetjar@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3626-6372.
Алексеева Светлана Ивановна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры адапталогии и спортивной подготовки института естествознания и спортивных технологий, Московский городской педагогический университет. 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4. E-mail: AlekseevaSI@mgpu.ru, ORCID: 0000-0003-2923-5527.
Соболевская Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории здоровьесберегающей деятельности в образовании института системных проектов, Московский городской педагогический университет. 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4. E-mail: SobolevskayaTA@mgpu.ru, ORCID: 0000-0002-2091-3988.
Черногоров Дмитрий Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры адапталогии и спортивной подготовки института естествознания и спортивных технологий, Московский городской педагогический университет. 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4. E-mail: chernogorovdn@mgpu.ru, ORCID: 0000-0001-6560-7119.
I.V. Ryabova1, ryabovai@mgpu.ru, ORCID: 0000-0001-7669-2064,
S.N. Philippova2, svetjar@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3626-6372,
S.I. Alekseeva1, AlekseevaSI@mgpu.ru, ORCID: 0000-0003-2923-5527,
T.A. Sobolevskaya1, SobolevskayaTA@mgpu.ru, ORCID: 0000-0002-2091-3988,
D.N. Chernogorov1, chernogorovdn@mgpu.ru, ORCID: 0000-0001-6560-7119
1Moscow City University, Moscow, Russian Federation,
2Moscow Region State University, Russian Federation