Аннотации:
Цель: изучение динамики стабилометрических параметров совершенствования устойчивости и координации посредством тренинга с биологической обратной связью. Материалы и методы. В эксперименте приняли участие студенты ВГИФК, занимающиеся стрельбой (6 человек) и плаванием (6 человек), возраст испытуемых – 19,5 ± 1,5 года. Тренинг проводился в течение месяца с применением 2 стабилографических методик – тренажеров «Охота» и «Стендовая стрельба». Результаты. В тестированиях «Стендовая стрельба» и «Охота» выявлен прирост очков в обеих группах, однако в группе стрелков он был статистически значимым. Межгрупповое сравнение изучаемых показателей по окончании эксперимента также было статистически значимым, что указывает на достоверно большее улучшение результативности стрелков. При оценке спектральных показателей выявлено статистически достоверное улучшение показателей у стрелков, подтвердившее
увеличение неосознанных микроколебаний на 33,7 % по фронтали; а также снижение микроколебаний, связанных с физиологическими процессами (сердцебиением, дыханием), на 5,4 % по фронтали и 89 % – по сагиттали. Межгрупповое сравнение данных также имеет статистически достоверные отличия, что свидетельствует о лучшем воздействии БОС-тренинга на способность стрелков управлять осознанными и неосознанными микродвижениями для поддержания баланса по фронтали, а по сагиттали – микроколебаниями, связанными с физиологическими процессами. Заключение. В результате эксперимента установлено положительное влияние стабилометрических тренажеров с БОС для улучшения устойчивости, координации и способности управлять центром давления своего тела с возможностью контроля над физиологическими процессами, влияющими на колебания длят регуляции вертикальной стойки. Результативность в группе стрелков была выше, чем в группе пловцов. Aim. The paper aims to study the dynamics of balance and coordination development through training with biofeedback. Material and methods. The Voronezh state institute students involved in shooting (n = 6) and swimming (n = 6) took part in the experiment. The mean age of participants was 19.5 ± 1.5 years. A one-month training was conducted with the use of 2 stabilographic
simulators, namely Hunting and Stand shooting. Results. The results obtained in Stand
shooting and Hunting simulators demonstrated an increase in points in both groups. However, in the group of shooters, the increase was statistically significant. An intergroup comparison at the end of the experiment was also statistically significant, which indicates a significantly greater improvement in the effectiveness of shooters. When assessing spectral indicators, a statistically significant improvement in the performance of shooters was revealed, which confirmed an increase in unconscious oscillations by 33.7 % along the frontal plane; as well as a decrease in oscillation associated with human physiology (heartbeat, respiration) by 75.4 % in the frontal plane and by 89 % in the sagittal plane. The intergroup comparison of data has statistically significant differences, which indicates the best effect of BFB training on the ability of shooters to control conscious and unconscious movements for maintaining frontal balance and sagittal oscillations associated with human physiology. Conclusion. As a result of the experiment, a positive effect of stabilometric simulators with biofeedback was revealed in terms of improving stability,
coordination and the ability to control the center of pressure through the control of physiological processes that affect the shooting stance. Performance in the group of shooters was higher than in the group of swimmers.
Описание:
Седоченко Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры, педагогики и психологии, Воронежский государственный институт физической культуры. 394036, г. Воронеж, ул. Карла Маркса, 59. E-mail: 02051970@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2509-3704.
Черных Анна Витальевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры медико-биологических, естественно-научных и математических дисциплин, Воронежский государственный институт физической культуры. 394036, г. Воронеж, ул. Карла Маркса, 59. E-mail: annaavilova@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6218-996X.
Савинкова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры, педагогики и психологии, Воронежский государственный институт физической культуры. 394036, г. Воронеж, ул. Карла Маркса, 59. E-mail: nauka.vgifk@mail.ru, ORCID: 0000-0002-1147-0070.
S.V. Sedochenko, 02051970@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2509-3704,
A.V. Chernykh, annaavilova@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6218-996X,
O.N. Savinkova, nauka.vgifk@mail.ru, ORCID: 0000-0002-1147-0070
Voronezh State Institute of Physical Training, Voronezh, Russian Federation