Аннотации:
Диалектическое понимание мира позволяет зафиксировать обострение противоречий
в современном мире, одна сторона которых обусловлена высшими потребностями (познавательной потребностью, потребностью самореализации, потребностью в социальном
признании) людей и их преобразующей инженерной деятельностью, а вторая, – угрозой
потери контроля над последствиями, не всегда позитивными, вмешательства человечества в естественные процессы развития мира. Снижение остроты противоречия возможно
на основе увеличения социально-профессиональной ответственности инженеров как за
протекание процессов инженерной деятельности, так и за их результаты и последствия.
Целью статьи является изучение явления социально-профессиональной ответственности
инженеров, его определение и моделирование воспитания соответствующего многогранного качества у будущих инженеров. Исследование выполнено в контексте идеи обеспечения безопасности мира и сохранения устойчивости его развития, что обусловило выбор
совокупности методологических подходов к его осуществлению: системного, акмеологического, аксиологического, праксеологического. В рамках данной методологии выявлены
особенности профессиональной деятельности инженера в современном цифровом мире;
определено содержание понятия «социально-профессиональная ответственность инженера в цифровом мире» в контексте сохранения устойчивого развития мира, дано его определение; разработана модель социально-профессиональной ответственности инженера в
цифровом мире; охарактеризованы специфические признаки системы воспитания этого
качества у будущих инженеров при их обучении в магистратуре в целях сохранения устойчивого развития мира; определены подходы к воспитанию ответственного инженера,
которые могут стать ориентировочной основой воспитательного процесса в организации
высшего образования. The dialectical understanding of the world allows us to fix the aggravation of contradictions
in the modern world. One side of them is due to the human higher needs (cognitive need,
the need for self-realization, the need for social recognition) and creative engineering activities.
Another shows the threat of losing control over the negative consequences of human intervention
into the natural processes of the development of the world. To challenge the contradiction is
possible by increasing social and professional responsibility of engineers for their activities and
their consequences. The purpose of the article is to study the phenomenon of social and professional
responsibility of engineers, to define it and model the development of the corresponding
quality in future engineers. The study was carried out in the context of the idea of ensuring
the security of the world and preserving the sustainability of its development, which led to
the choice of a set of methodological approaches to its implementation: acmeological, axiological,
and praxeological ones. Within the framework of this methodology, the features of the professional
activity of an engineer in the modern digital world have been identified; the content of
the concept of social and professional responsibility of an engineer in the digital world is determined,
its definition is given; a model of social and professional responsibility of an engineer in
the digital world has been developed. The specific features of the system of this quality development
in future engineers during their training in master's degree were characterized; a sequence
of schematic models of the upbringing of a responsible engineer has been developed, which can
become an indicative basis of the upbringing process in the organization of higher education.
Описание:
Котлярова Ирина Олеговна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск,
kotliarovaio@susu.ru.
Семенова Яна Васильевна, аспирант кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-
Уральский государственный университет, г. Челябинск, semenovayv@susu.ru. I.O. Kotlyarova, kotliarovaio@susu.ru,
Ya.V. Semenova, semenovayv@susu.ru.
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation